​Мошенничество с использованием портала Госуслуг

​Мошенничество с использованием портала Госуслуг

Новая схема обмана

Звонок от сотрудника службы безопасности банка или «самого главного следователя по особо важным экономическим преступлениям» — популярная схема обмана доверчивых россиян, которую многие, кажется, научились распознавать с первых слов звонящего.

А вот звонок с сервиса «Госуслуг», после которого вы узнаете о смене номера телефона, — относительно новая разработка злоумышленников.

Портал «Госуслуг» содержит массу личной информации о зарегистрированных пользователях: данные паспорта, СНИЛСа, ИНН, поликлинику, к которой прикреплен человек, садик, школу и секции, куда ходят его дети.

Но работа с порталом безопасна только при соблюдении простых правил. В противном случае, получив доступ к личному кабинету, мошенники смогут использовать информацию о человеке по своему усмотрению.

Как работают мошенники

Вам поступает звонок от «сотрудника портала» на телефон или в один из мессенджеров.

Звонящий представится по всей форме, обратится к вам по имени и отчеству и сообщит, что прямо сейчас доступ к вашему аккаунту пытаются получить злоумышленники. Но им можно помешать, если знать, как сменить номер телефона на Госуслугах. Собеседник предлагает сделать это прямо сейчас под его чутким руководством. Либо злоумышленник представляется оператором сотовой связи и говорит, что у Вас заканчивается срок действия договора на оказание услуг связи и для продления договора нужно назвать код из смс-сообщения. Как правило граждане не читают от какого абонента приходит смс и диктуют код, предоставляя при этом доступ к своему личному кабинету на портале «Госуслуги».

Откуда у злоумышленников ваш номер? Есть несколько источников, которыми пользуются преступники. Эти сведения могут быть в открытом доступе, например, на сайте объявлений или в социальных сетях. Дисконтные программы магазинов, службы доставки, маркетплейсы — источником информации могут стать любые сервисы, где при регистрации оставляют фамилию, имя, отчество и номер телефона.

Как отличить мошенников от сотрудников портала

Преступники, разрабатывающие новые схемы обмана, — хорошие психологи. Они отлично знают свою роль и пользуются определенным приемами для убеждения:

Полностью представляются — называют фамилию, имя и отчество. Но вот реальны ли эти данные? Это тяжело проверить во время разговора. Если сомневаетесь и озвучите это, начинают убеждать, что вы ошибаетесь, а они хотят вам только добра. В подтверждение того, что он действительно представляет «Госуслуги», липовый сотрудник портала может назвать данные ваших документов и даже последние действия в учетной записи. В целом общаются доброжелательно и открыто, но настойчиво.

Именно поэтому золотое правило разговора с мошенниками — не общаться вовсе: не вступать в переговоры и сразу класть трубку.

Представители «Госуслуг» никогда не звонят по собственной инициативе! Даже если вы проходите процедуру восстановления пароля на портале, то код подтверждения поступит исключительно по смс. Звонок от сотрудников портала «Госуслуг» может поступить, только если вы сами обратились к ним за помощью.

Что делать, если позвонили с «Госуслуг»?

Итак, вы поверили, что на том конце действительно сотрудник Госуслуг, и назвали цифры, которые как раз пришли в смс. Мошенник воспользуется ими, чтобы подтвердить смену телефонного номера, к которому привязан ваш аккаунт. После этого в его распоряжении окажется личный кабинет и вся информация в нем.

Что будет дальше? Злоумышленники могут оформить на ваше имя кредит, передать сведения о документах, финансовом состоянии или месте работы другим преступникам, голосовать с аккаунта на государственных ресурсах, зарегистрировать на ваше имя несколько сим-карт и использовать их для незаконной деятельности.

Правила безопасности

Убедиться, что в вашем аккаунте не появились данные посторонних людей, можно в разделе «Профиль». Служба поддержки не запрашивает логины, пароли и коды доступа в ваш аккаунт, а сотрудники не звонят первыми. Но если вы все-таки по неосторожности назвали код подтверждения звонящему, то необходимо сделать следующее:

Как можно быстрее сменить пароль в личном кабинете. Убедитесь, что в разделе «Профиль» указан ваш номер и не появилось посторонних сведений.

Проверить, надежно ли защищен профиль. Подключите подтверждение входа по смс, используйте контрольный вопрос.

Сообщить в техподдержку портала «Госуслуг» о подозрительном звонке. Необходимо указать номер телефона, с которого звонили, время и дату. Принимают информацию только о звонках, поступивших за последние 30 дней.

При любых звонках главное правило — не торопиться и проверять информацию, прежде чем переводить кому-то деньги, называть пароли, коды или ответ на контрольный вопрос. Если вас торопят, нагнетают панику и говорят, что действовать нужно незамедлительно, — это верный признак мошенников.

Оперуполномоченный ОУР

Отделения МВД России по Александровскому

муниципальному округу

капитан полиции Е.А. Головкина

14:27
139
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Посещая этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.