Как пробудить энергию в жителях «вымирающих» посёлков? На примере Всеволодо-Вильвы
Могут ли люди хорошо жить в маленьких городах и посёлках? Я думаю, что этот вопрос в реалиях современной России ближе к философскому. На мой взгляд, прикамский посёлок Всеволодо-Вильва, ставший в хорошем смысле слова экспериментальной площадкой, в обозримом будущем, возможно, даст ответ на этот вопрос.
Фото: Алексей Яковлев
Экономика посёлка, как и большинства населённых пунктов нашей страны, была целиком завязана на градообразующее предприятие. В разные годы здесь работали разные заводы. Однако сам принцип не менялся: посёлок всегда был ПРИ заводе. Последним предприятием во Всеволодо-Вильве был «Метил». Закрылся завод — начались серьёзные проблемы у посёлка.
С другой стороны, существует опыт пермской культурной революции. Чего намеревался добиться Олег Чиркунов? Воздействовать на сознание людей посредством изменения культурной среды. Чтобы изменившиеся, изменённые люди стали создавать новую действительность вокруг себя.
Ещё один посыл: учёные-экономисты всё чаще говорят о том, что экономика страны зависит от её культуры, исторических традиций, в широком понимании — от мировоззрения людей, живущих там. Человек при таком подходе рассматривается уже не как «винтик» в общей системе, а как активный участник всех процессов, идущих в компании ли, в стране ли. Не случайно в последнее время так много пишут о психологическом климате в коллективе, корпоративной культуре, то есть о каких-то нематериальных составляющих экономического роста.
Теорию о значимости нематериальных активов явно подтверждают и небольшие государства. К примеру, приезжая в страны Балтии, видишь, что нет ни градообразующих предприятий, ни «странообразующих», подобных российским «Газпрому» или «Роснефти», но на улицах чисто, в магазинах хороший ассортимент, и люди живут в среднем лучше, чем в России, — стране, имеющей и солидную сырьевую базу, и огромные предприятия. Напрашивается вывод, что при определённой самоорганизации человек может вполне успешно обустроить свою жизнь. Если есть солнце, земля, лес, реки и определённые установки в голове — уже можно жить хорошо.
Николай БухваловФото: Фонд «Юрятин»
Хотя у нас очень глубоко укоренилось, что «должен быть» завод и работа на нём или при нём. Годы централизованной системы Советского Союза сделали всё, чтобы сегодня люди только с большим трудом могли самоорганизоваться. Вспомните, как была устроена страна на протяжении многих лет и многих поколений: каждый населённый пункт специализировался на чём-то своём, работали предприятия. Люди были встроены в эту систему.
Повторюсь, был завод и необходимость работать на нём. И это было хорошо. Но, к сожалению, когда рухнула плановая экономика, вместе с ней канули в Лету многие и многие предприятия. Тысячи, десятки тысяч людей по всей стране оказались без работы, вне привычного уклада жизни. Так произошло и во Всеволодо-Вильве: перестал работать «Метил», и местные жители оказались не готовы организовать свою собственную жизнь. Из 10 тыс. населения посёлка сейчас осталось немногим более трёх.
Однако ситуация во многих других населённых пунктах складывается ещё хуже. Так, когда я работал в правительстве Пермского края, мы выезжали на север, в Коми-округ, в посёлок Серебрянку. Некогда там был леспромхоз, заготавливали древесину, вывозили молевым сплавом. История типичная для прикамского севера: молевой сплав запретили, выяснилось, что заготавливать древесину на таком расстоянии от мест переработки нерентабельно. Леспромхоз закрылся. Но люди-то привыкли, что с утра они приходят к конторе леспромхоза, их сажают в транспорт и везут на заготовки в лес. Однажды они всё также пришли на работу, однако машины не было, никто их никуда не повёз… К тому времени, когда мы туда приехали, местные женщины просили нас только об одном — забрать детей, чтобы вывезти в какое-то более благополучное место. Понимаете, какова была ситуация, что матери просили забрать их детей?!
Государство десятилетиями создавало здесь определённый образ жизни. И когда оно отвернулось от этого населённого пункта, у людей рухнул мир, они оказались не готовы к тому, чтобы самим организовать свою жизнь, не говоря уже о жизни своего посёлка.
Во Всеволодо-Вильве, по счастью, всё складывается не так плохо. Разница в географической широте минимальная, но она даёт возможность вильвенцам жить натуральным хозяйством. Во времена Великой Отечественной войны из этих краёв машина за машиной везли на фронт продукты местных колхозов. Значит, необходимо было дать людям какой-то толчок к развитию, чтобы они смогли поверить в свои силы, чтобы остановить умирание Всеволодо-Вильвы. Многое, в конечном счёте, зависит от внутренней энергетики человека, способен ли он что-то сделать сам. Прежде всего, для себя.
Так в 2008 году появилось Всеволодо-Вильвенское землячество, в которое входят уроженцы посёлка Виктор Михайлович Цодикович, Николай Михайлович Шаврин и ваш покорный слуга. Совместно с фондом «Юрятин», с администрацией Александровского района и его главой Александром Борисовичем Шицыным мы стараемся через культуру, через изменение менталитета преобразовать это место. Профессор Пермского классического университета Владимир Васильевич Абашев подал нам идею: поменять мировоззрение людей через культуру. Привить мысль, что каждый человек что-то может сделать для себя, что его жизнь зависит только от него.
Для этого в своё время был организован выезд во Всеволодо-Вильву пермских керамистов Инны Роговой и Натальи Корчёмкиной, они давали большой мастер-класс. Тогда выяснилось, что среди жителей посёлка есть люди, которым интересно гончарное дело. Появилась группа, ставшая ядром керамической мастерской «ARTель». Уже в пятый раз проводится фестиваль гончарного искусства TerraCotta. Открылась кузнечная мастерская. В этом году родилась ещё одна местная инициатива — поселковая газета «Вильвенский листок».
На мой взгляд, всё это — инструменты для того, чтобы преобразить сознание местных жителей, побудить их к действиям. Чтобы каждый из них мог убедиться: «И я что-то могу! И моя малая родина интересна другим людям!» Да, путь пробуждения сознания, изменения мышления долгий и сложный, но, я считаю, что в перспективе он может дать устойчивый положительный результат. Главное, чтобы люди поверили в свои силы.
Ещё одна важная ремарка. По сути, будучи губернатором, Олег Чиркунов пытался делать на территории края ровно то же самое — преображать сознание через культуру. Однако в чём мы решительно расходимся, так это в способе. Если Олег Анатольевич зачастую занимался насаждением культурных инициатив сверху, то мы внимательно смотрим, что может прижиться именно на этой территории, что могут её жители, к помощи «варягов» мы обращаемся только в случае крайней необходимости. После чего стараемся бережно выращивать эти ростки. Сегодня таких направлений три: керамическая и кузнечная мастерские и новая газета.
На мой взгляд, все вильвенские начинания хорошо было бы поддержать на уровне правительства Пермского края. Керамическая мастерская «ARTель» работает сегодня на территории школы, многие ученики вовлечены в творческий процесс. Нынешний юбилейный фестиваль TerraCotta выбрал тему «Дети». В течении фестивальных дней участники обустраивали детскую площадку на пришкольном участке: построили горку, качели, веранду, общими силами создали керамическую скульптуру. С моей точки зрения, краевому министерству образования есть на что обратить внимание: по сути, сегодня во Всеволодо-Вильве работает инновационная школа с художественным уклоном. Таких немного на территории региона. И, безусловно, хотелось бы, чтобы министерство поддержало местные инициативы. Ведь посёлок, который многие считали погибающим, уже несколько лет демонстрирует творческое начало и возрождение энергии жителей.
Чем ещё безусловно ценен этот эксперимент, так это тем, что опыт Всеволодо-Вильвы можно будет применять и в других проблемных населённых пунктах Прикамья.