Нарушители поневоле
Несчастные случаи на железной дороге чаще всего происходят из-за того, что пешеходы-нарушители идут по путям, где ходить запрещено. Именно нарушение этого правила является частой причиной конфликтов между пешеходами с сотрудниками линейной полиции, поскольку хождение по железнодорожным путям в неположенных местах расценивается как административное правонарушение и влечет для нарушителя административную ответственность в виде штрафа.
Железная дорога является объектом повышенной опасности, поэтому переходить ее разрешено только в специально оборудованных для этих целей местах – через пешеходные переходы, мосты, тоннели т. п. Но зачастую люди поставлены в такие условия, что им волей-неволей приходится нарушать эти правила. Особенно такая ситуация характерна для небольших городков и поселков, где специально оборудованных мест перехода через железнодорожные пути попросту нет. И люди идут через пути, делают это с большим риском для собственной жизни, подвергая при этом опасности работников локомотивных бригад.
Наверное, с этой проблемой сталкивается каждый населенный пункт, чья жилая застройка разделена железной дорогой. Лишь немногие могут похвастаться тем, что у них имеются оборудованные по всем правилам безопасности пешеходные переходы через железнодорожные пути. Такая проблема существует и в нашем районе. Не считая регулируемых автомобильных переездов, единственный пешеходный переход через железную дорогу, отвечающий требованиям безопасности, — это построенный много лет назад железнодорожный мост во Всеволодо-Вильве. Но из-за неудачного расположения и отсутствия удобных подходов мост не прижился у местных жителей. Люди предпочитают ходить напрямик через пути — так ближе и удобнее.
Ходят с риском для жизни через пути и жители частного сектора в Александровске, в Карьере-Известняке, в Яйве. Но если для них альтернатива безопасных переходов все же имеется, то о жителях железнодорожного поселка Люзень этого не скажешь. Этот небольшой населенный пункт территориально принадлежит Александровскому району. В 30-х годах прошлого века со строительством участка железной дороги от Яйвы до Березников-Сортировочной здесь появились первые дома. Постепенно поселок застраивался, центром оставалась железная дорога, которая давала все — работу, связь с большим миром, уверенность в завтрашнем дне.
После перестройки все изменилось. Глобальные реформы не обошли стороной и железную дорогу. Маленькие бесперспективные станции канули в лету. Вот и в Люзени сперва была упразднена железнодорожная касса, потом закрылся, снесен с лица земли вокзал. Станция стала именоваться остановочным пунктом. Пассажирские поезда перестали здесь останавливаться, а теперь и их нет. Единственным связующим звеном в транспортной инфраструктуре остались электрички, количество которых тоже поубавилось. Поселок стал глубоко депрессивным.
С течением времени пообветшала инженерная инфраструктура, вышли из строя водоразборные колонки. Сегодня половина поселка, расположенная за линией, осталась без воды. За водой людям приходится ходить в другую часть поселка, и для этого они должны пересекать железную дорогу. Другого пути у них нет. Но это полбеды. Нет в поселке и оборудованного железнодорожного переезда, поэтому к домам за линию не могут проехать ни скорая помощь, ни пожарные, а зимой эта половина поселка утопает в снежных заносах: из-за отсутствия подъезда дороги здесь вообще не чистят.
Вопрос открытия железнодорожного переезда в поселке Люзень неоднократно поднимался на совещаниях всех уровней. Но прийти к единому мнению пока не получается.
Железнодорожники склонны сложить ответственность на муниципалитет, муниципальные власти видят здесь недоработку железнодорожников. Все обращения местных властей об устройстве санкционированного перехода через железнодорожные пути в поселке Люзень понимания у руководства Свердловской железной дороги не находят. Железнодорожники ссылаются на технические препятствия, связанные со сложным профилем пути и ограниченной зоной видимости на этом участке движения и предлагают местному бюджету взять на себя расходы по обустройству прилегающих участков. Кроме того, не имеет смысла говорить о строительстве железнодорожного переезда без приведения в надлежащее состояние автомобильной подъездной дороги, которая является объектом собственности муниципалитета. Получается, что ответственность за организацию переезда через железную дорогу лежит и на собственнике железнодорожных путей, и на собственнике автомобильной дороги.
И пока решается этот вопрос, муниципальные власти взялись за восстановление объездной автомобильной дороги, которая обеспечит доступ транспорта к поселку и поможет решить другие вопросы жизнеобеспечения, возложенные на органы местного самоуправления.