Моно не развивать?
Для производственных площадок Чусовского металлургического завода, высвободившихся после закрытия инвестпроекта строительства трубно-сталеплавильного комплекса, найден инвестор. На круглом столе по развитию моногородов Прикамья министр территориального развития региона Роман Кокшаров сообщил, что новые рабочие места будут созданы к 2020 г. Правда трудоустроить всех работников, невостребованных на чусовском заводе Объединенной металлургической компании, не удастся – проект дает лишь 750 рабочих мест.
В федеральном перечне монопрофильных городов – 10 муниципалитетов Пермского края. На софинансирование из федерального бюджета при создании новых рабочих мест могут претендовать шесть из них – Красновишерск, Очер, Теплая Гора, Чусовой, Нытва, Уральский попали в первую группу. Угроза ухудшения социально-экономического положения есть в Юго-Камске, Горнозаводске, Александровске, Пашие, но эти муниципалитеты могут рассчитывать лишь на краевую поддержку. В части городов градообразующие предприятия работают стабильно. Роман Кокшаров отметил, что практически полностью загружены мощности Очерского машиностроительного завода, ООО «Нытва» (бывший Нытвенский металлургический завод) планирует подавать заявку в фонд развития промышленности на финансирование нового инвестпроекта, не сокращается число работников градообразующего Пермского фанерного комбината, в Уральском поселении. На основных промпредприятиях в этих городах работает от 20 до 50% трудоспособного населения, для трудоустройства остальной части местные и областные власти привлекают инвесторов. Наибольших успехов в этом деле удалось добиться в Красновишерске.
Развитие экономики там напрямую связано с полезными ископаемыми: добычей углеводородов, золота, алмазов и заготовкой леса. Природные ресурсы привлекли сразу трех инвесторов.«Юго-камский уголь» вложил 90 млн руб. в проект по добыче мрамора с производством продукции камнеобработки, к концу года будет создано 130 новых рабочих мест. Золотодобытчики заявили инвестпроект на 130 млн руб. и 100 рабочих мест, а «Соликамскбумпром» расширяет лесозаготовительное производство – это еще 90 постоянных и 60 временных рабочих мест.
Для реализации этих трех проектов необходима реконструкция инфраструктуры, рассказал на круглом столе Роман Кокшаров: ремонт дорог, строительство моста через Вишеру, прокладка систем водоснабжения и водоотведения – всего порядка 705 млн руб.
«Правительство Пермского края готово подать заявку в Фонд развития моногородов на софинансирование строительства инфраструктуры после получения документов для инвесторов», — сказал министр.
На деньги федерального бюджета в свое время была построена инфраструктура в Чусовом, но 683 млн руб. из госказны и 119 млн руб. из краевой не помогли диверсифицировать экономику муниципалитета. Инвесторы сбежали, разрекламированная площадка в Лямино простаивает и весь рынок труда сосредоточен на Чусовском металлургическом заводе и участке железной дороги.
Проект трубно-сталеплавильного комплекса, современного аналога устаревшей «литейки», мог бы увеличить количество работников ЧМЗ до 5,5 тыс. человек. После сноса убыточных цехов, так и не дождавшихся модернизации, на заводе осталось 2,5 тыс. человек. ОМК отказалась от инвестпроекта и сосредоточилось на развитии рессорного производства, в следующие 3-4 года в модернизацию мощностей будет вложено порядка 4,5 млрд руб. Подготовленные площадки компания готова продать стороннему инвестору и таковой уже нашелся, сказал на совещании Роман Кокшаров.
«Правительство Пермского края согласовало с потенциальным инвестором размещение нового производства. Согласно характеристикам проекта, предусмотрены инвестиции до$350 млн и создание до 750 рабочих мест. Выход на полную мощность запланирован в 2020 г», — сказал министр, не прояснив подробностей.
По его словам, сейчас правительство разрабатывает меры поддержки для инвестора. Больше льгот он сможет получить и благодаря созданию в Чусовом территории опережающего социально-экономического развития.
Трудоустроить всех чусовлян, уехавших на заработки в другие районы и регионы, только за счет этого инвестпроекта не удастся, но Кокшаров пообещал, что в ближайшем будущем в городе откроются еще два предприятия. Заявленпроект создания метизного производства (438 млн руб. инвестиций и 139 рабочих мест) и производства сборно-разборных модульных зданий (70 млн руб. и 25 рабочих мест).
Представитель общественного комитета развития Чусовского металлургического заводаЕвгений Злобин не согласился с намерением властей и ОМК развивать в Чусовом любое производство, кроме металлургического.
«Ситуация достаточно проста. После приобретения ОМК ЧМЗ они в течение 12 лет безжалостно эксплуатировали доменную печь №2, которая была основной в непрерывном цикле. И в 2009 г. печь была разрушена, а вкладывать деньги ОМК не захотело. После этого предприятие начало приносить убытки, что повлекло к развалу завода. Тот уникальный технологический цикл, который присутствовал, необходимо возобновить. В Чусовом должно быть металлургическое предприятие, край и так перенасыщен производствами по обработке дерева. Основным инвестором должно выступить государство, для чего депутатам заксобрания нужно внести в Госдуму законодательную инициативу о том, что если собственники не исполняют своих социальных обязательств, то такие градообразующие предприятия необходимо национализировать», — сказал он.
Илья Шулькин отметил, что в развитии моногородов нужно ориентироваться на федеральные средства. Создание десятков и даже сотен рабочих мест за счет усилий местных властей не решает проблемы. В Чусовом, например, идет сокращение сразу нескольких тысяч работников.
«В мировой практике существует немного способов вывода моногорода из плохой экономической ситуации: диверсификация градообразующего предприятия, создание новых производств для снижения зависимости от градообразующего предприятия, свертывание действий градообразующего предприятия и переселение жителей», — отметил депутат.
По его словам, в России моногорода принято спасать за счет открытия новых производств, этим занимается Фонд развития моногородов, который имеет возможность профинансировать до 90% стоимости проекта. Заявку в Фонд должен направить субъект РФ, организационную работу проводит краевое правительство вместе с органами МСУ. Шулькин отметил, что именно недоработки на краевом уровне и отсутствие контакта прикамского правительства с федеральными органами не позволяют использовать возможности госучастия в развитии моногородов.
«Из доклада я не услышал, что Пермский край имеет по городам четко спланированные инвестиционные проекты. При этом, при подаче заявок край должен обладать этой информацией», — сказал он, отметив, что у Пермского края еще сохраняется шанс получить часть из 25 млрд руб., находящихся в фонде, но для этого необходимо подготовить проекты.
Кокшаров попытался поспорить с депутатом, заявив, что инвестпроекты и развитие инфраструктуры в конечном счете являются теми самыми комплексными программами, которые финансирует фонд. Но в процессе перепалки со Скривановым он сам опроверг свое утверждение.
"Программ нет... Комплексные программы развития моногородов появляются тогда, когда они требуются", — бросил министр.
«То есть в Пермском крае они не нужны?» — спросил Скриванов. Кокшаров не нашелся, что ответить. Позднее он заявил, что у края нет программы привлечения средств Фонда моногородов.
«При сложившейся ситуации мы вновь обращаемся к государству. Потому что Фонд развития моногородов является государственным фондом. Может быть, вместо того, чтобы обращаться в Фонд, стоит прийти к национализации?» — предложил депутат думы Чусового Сергей Котельников.
Отметим, что многие участники круглого стола, общественники и даже главы, заявляли, что узнали о заседании из Интернета, от правительства приглашений они не получали. В связи с этим поступило предложение проводить подобные заседания на местах и получать информацию о состоянии городов из первых рук, а не через доклады правительства.
Гость 9 лет назад #
Гость 9 лет назад #
Гость 9 лет назад #