Фальшивые скидки, кражи и грязь. Экс-кассир – о буднях супермаркетов
Часто, выбирая покупку в магазине, мы раздражаемся, когда к нам подходят навязчивые продавцы-консультанты. Их главная цель – продать. Нам сулят скидки, подарки, предлагают товар по акции. Но что же скрывается за этим? Корреспондент «АиФ-Прикамье» Мария Иванова (имя изменено – прим. ред.) поработала продавцом-кассиром в одном из сетевых супермаркетов Перми для того, чтобы рассказать читателям о том, на что лучше всего обращать внимание при покупках и как не оказаться одураченным.
Трудовые будни
Да, работать продавцом тяжело. Начать с того, что на персонал валятся все «шишки». Штрафуют за всё: невыполненный план продаж, опоздания с обеда, при том, что магазин полон персонала и есть кому работать, грязь на полу в торговом зале, недостачу и перебор в кассе. Нас штрафовали даже за тараканов, которые живут в каждом продуктовом магазине. Якобы администратор не вызвала вовремя человека, который должен заниматься санитарной обработкой. На самом деле, тараканы и мыши – это бич всех магазинов, расположенных в жилых домах. А таких сейчас большинство.
«Весело» было и в тот момент, когда где-то на втором этаже в квартире над нашим магазином прорвало трубу, из-за чего испортился элитный товар. Наказали, во-первых, за испорченный товар, а во-вторых, за то, что магазин последние три часа – в самый час-пик – не работал. Как нам было сказано: поздно среагировали. Так сказалась на нас проблема аварийных служб Перми, которая после вызова ехала к нам, в центр города, полтора часа.
Воровство в магазинах самообслуживания – отдельная статья. Крадут настолько филигранно, что диву даешься. Казалось бы – маленький магазин и четыре человека работает на смене, и всё равно воруют. Тащат всё подряд: от жвачек до дорогого марочного коньяка. Особенно тонко этот трюк проворачивают некоторые семьи с детскими колясками, пряча украденный товар в корзине между колесами коляски. Удивляет человеческая наглость, когда ему предъявляешь доказанный факт воровства, зафиксированный камерой видеонаблюдения, а он упирается и говорит: это не я.
А ещё есть в жизни продавцов такое явление, как ревизия. У нас она проходила ночью. Началась она сразу же после закрытия магазина. Команда ревизоров вместе с нами — персоналом смены – переписывала весь ассортимент магазина дважды. Процесс схож с концом света, потому что вскрываются все коробки, проверяется наличие в них товара, смотрят все сроки годности, выявляется просрочка, фактическая недостача товара. Уже за один такой опыт я теперь уважаю всех продавцов поголовно, потому что ревизия закончилась в пять утра. А к девяти утра в тот же день меня уже попросили выйти на работу. Работать было некому.
Покупатель всегда прав
Да, но только не в том случае, когда у него плохое настроение и он хочет сорвать его на продавце. Я понимаю, что взгляд со стороны мало кому нужен. Но наблюдая за покупателями, я невольно примеряла их поведение на себя. Нам свойственно сливать накопившееся за день напряжение на тех, кто, как мы считаем, не может нам ответить. Ведь далеко не все продавцы – хамки, а кассиры – грубиянки. Так, например, однажды клиент встал напротив меня и долго смотрел в глаза. На мой вопрос: «Чем я могу вам помочь?» на меня просто рявкнули: «Вы что, не видите, что я устал?» Объяснять, что я не жена и не психотерапевт, конечно, было бесполезно.
Устают все, никто не спорит. Все работают, но как часто мы забываем о человечности. И представьте, как сложно отработать тринадцать часов на ногах и пять раз за это время помыть полы, но при этом остаться вежливым и приветливым.
Техника продаж
Грамотно продавать – это талант. Грамотно продать просроченный продукт – это искусство. Но поскольку таких умельцев очень мало, администрация магазинов прибегает к нескольким простым приёмам.
- С утра до открытия магазина меняются ценники. На них выводится актуальная (сегодняшняя) дата. Благодаря этому у вас создаётся впечатление, что товар привезли и выложили на прилавок именно сегодня. На самом деле обычно это дата распечатки ценников. Поэтому всегда обращайте внимание не на неё, а на срок годности, указанный на упаковке товара.
- Товар, чей срок годности на исходе, как правило, занимает первые ряды на полках. Это и понятно, вряд ли кто-то станет долго копаться где-то на задворках, передвигать и искать более свежие продукты.
- «Правило правой руки». Более дорогой товар или тот, что нужно продать побыстрее, размещают справа налево. Ведь большинство людей правши, они берут товар правой рукой.
- Импульсная покупка. Это товар, размещенный в так называемой прикассовой зоне: шоколад, жевательная резинка, разная мелочёвка, на которой, к слову, делается около 40% всей выручки. Сюда же часто выставляется последний товар линейки, например, единственная оставшаяся банка консервов или пачка пряников.
- Под значок «акция» или «sale» попадает не только просроченный товар, здесь, опять же, надо смотреть на срок годности. Часто это тот продукт, который был куплен по не очень выгодной для владельца сети магазина цене. Поэтому товар надо срочно сбыть. Или, к примеру, его снимают с продажи, как нерентабельный. Нерентабельность товара не всегда зависит от его качества. Это может быть и просто незнакомый потребителю продукт. И здесь уже в игру вступает умение продавца грамотно провести презентацию и рассказать вам о выгодных для вас сторонах товара.
- Скидка на товар с цветными (красными, жёлтыми, зелёными и т.д.) ценниками уже заложена в его стоимость. На самом деле выгоды нет, это просто маркетинговый ход.