Что можно и нельзя по новому регламенту ДПС?
Новый регламент ДПС по надзору за дорожным движением начал действовать с пятницы, 20 октября 2017 года. Объясняем, можно ли делать селфи с инспектором и почему вам больше не дадут справку о ДТП.
В августе 2017 года в МВД России утвержден Административный регламент, которым должны руководствоваться сотрудники ДПС при осуществлении надзора за безопасностью дорожного движения. Нормативный правовой акт, вступает в силу с 20 октября 2017 года. Ознакомитсья с документом полностью можно здесь.
Мы выделили из документа самое важное и попросили разъясняющие комментарии у замначальника отдела по надзору УГИБДД по Пермскому краю Михаила Кайгородова.
Отменяются справки о ДТП
Главное и даже революционное нововведение. На их получение требовалось много времени в формате «сидеть и ждать», поэтому отмена документа потенциально может упростить жизнь автовладельцам. Начиная с 20 октября, инспекторы больше их выдавать не будут. Но что нести в страховую компанию?
«После аварии пострадавший водитель получает на руки копию протокола или копию постановления по делу об административном правонарушении — все эти документы содержат необходимую для страховщика информацию, их можно предъявить сотруднику компании. Кроме того, обязанность водителя — полностью заполнять извещения о ДТП при аварии и также передавать документ в страховую компанию, напоминают в ГИБДД», — пояснил Михаил Кайгородов.
Камеры фотовидеофиксации в зонах дорожного ремонта
Автоматические камеры будут появляться в зонах, где скорость ограничена временными знаками желтого цвета. Устанавливаться такие камеры будут владельцами дорог по особым правилам, которые разработаны ГИБДД и уже переданы в Росавтодор.
«Должен быть, к примеру, зафиксирован срок проведения ремонта: по его истечении ГИБДД будет прекращать оформление «писем счастья» с временной камеры, даже если она не демонтирована. Применяться будут муляжи и имитаторы комплексов, чтобы водители видели их и снижали скорость: не всегда есть финансовая возможность поставить полноценный прибор», — прокомментировал Михаил Кайгородов.
Остановка для проверки документов в любом месте
Для сотрудников ДПС с 20 октября вводится право останавливать машины для проверки документов в любом месте дороги, не только на постах ДПС. В этом плане расширение прав инспекторов довольно условное, потому что до сих пор остановить и проверить документы за пределами поста сотрудник ДПС мог под разными другими предлогами: подозрение в совершение нарушения, проведение спецмероприятия, рейда и т. д.
«Количество постов за последние годы сократилось, а вот количество граждан, управляющих автомобилями без прав увеличилось. К примеру, в Пермском крае в этом году более 200 ДТП с тяжелыми последствиями произошли по вине водителей, не имеющих права управления ТС вообще либо лишенных права управления. Требуется усиление контроля именно на улично-дорожной сети. Новый регламент дает больше поводов для остановки машины», — разъяснил Михаил Кайгородов.
Общение с водителем и передача документов
Ряд нововведений связан с общением инспектора с водителем. Так, если в старом регламенте было требование передавать документы без обложки, то с 20 октября добавляется новое правило: документы нужно передавать без «удерживающих устройств». Речь идет о случаях, когда водители присоединяют к документам цепь и не дают тем самым инспектору унести их в патрульную машину.
Подробно расписан порядок общения с водителем. Инспектор должен будет исключать высказывания и действия «дискриминационного характерапо признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений». Также сотрудник не должен быть грубым, заносчивым, делать «предвзятые замечания», допускать «оскорбительные выражения или реплики», а также действия, «провоцирующие противоправное поведение».
В первоначальной редакции регламента была норма, запрещающая сотруднику ДПС курить при общении с водителем, но в финальной версии регламента она исчезла. Но это не означает, что инспекторам разрешили курить и «дымить в лицо» водителям. «У нас есть типовой кодекс этики служебного поведения государственных служащих, там эта норма включена, поэтому исходили из того, что нормы не должны дублироваться», — поделился Михаил Кайгородов.
Съемка инспектора на камеру
Активную дискуссию в соцсетях вызвала норма о видеосъемке разговора с инспектором. В 185-м приказе МВД была фраза: «Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством, о существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись».
В новом регламенте эта фраза отсутствует, и это было воспринято многими как появление фактического запрета на запись. Но это не так: инспектор ДПС не имеет права препятствовать видеозаписи, это конституционное право граждан. Поэтому в большинстве рядовых ситуаций видеосъемку можно вести, как и сейчас, исключение составляют только ситуации, описанные в законе «О полиции» и «Об оперативно-разыскной деятельности». Например, если водитель снимает на телефон место ДТП и мешает при этом инспектору, тот может потребовать прекратить съемку. Другой случай: в регионе введен режим контртеррористической операции, сотрудник ДПС должен сообщить об этом водителю и также попросить выключить камеру, тот должен будет подчиниться.
Сам инспектор также имеет право вести съемку, причем не только на служебный видеорегистратор, но и на собственный мобильный телефон.
Вместе с тем, сотрудник полиции, как и любой гражданин России, согласно Конституции, имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также на охрану своего изображения. Таким образом, при нарушении его гражданского права на охрану своего изображения, может обратиться в установленном порядке в суд. Про что это? Про видеоролики на YouTube в стиле «парень жжёт, гаишник в шоке».
Доставка водителя к машине после медосвидетельствования
В старом регламенте была норма, которая обязывала инспекторов возвращать водителей после медицинского освидетельствования из больницы к автомобилю в случае, если опьянение не было обнаружено. В новом регламенте уточнено: возвращать автовладельца нужно и после освидетельствования, который проводит инспектор с помощью алкометра.