В Соликамске подтопление рудника грозит экологической катастрофой
ОАО «Уралкалий», добывающее калийную соль в Соликамке и Березниках, попросило Правительство России разрешить сброс рассолов в Камское водохранилище. Воды поступают в соликамский рудник № 2 еще с 2014 года. С тех пор их откачивали и пытались уменьшить течь, но, как следует из документов, попавших в сеть, пришли к выводу, что «практически исчерпали возможности по снижению водопритока». Реальность ситуации нам подтвердили на самом предприятии.
«Вода в рудник поступает примерно в семь раз быстрее, чем в прошлом году»
Среди документов ОАО «Уралкалий», попавших в сеть, — обращение ОАО «Уралкалий» в Правительство России, подписанное гендиректором предприятия Дмитрием Осиповым. Выложил сканы анонимный подписчик группы «Подслушано Соликамск» соцсети «ВКонтакте».
В обращении гендиректора предприятия говорится: «8 ноября 2014 года на руднике Второго соликамского калийного рудоуправления увеличился приток рассолов <…>. Одновременно восточнее промплощадки СКРУ-2 на земной поверхности выявлена свежеообразовавшаяся воронка диаметром около 30–40 метров. На сегодняшний день откачано более 90 миллионов кубометров пресных вод, засыпано в провал 460 тысяч кубометров, размещено в провале два миллиона 226 тысяч тампонажного раствора, в составе которого содержалось более 300 тысяч тонн цемента. <…> компания практически исчерпала возможности по снижению водопритока. Сегодня вода в рудник поступает со скоростью около тысячи кубометров в час (миллион литров. — Прим. автора), то есть примерно в девять раз быстрее, чем в 2017 году, и по предварительным подсчетам, при данном притоке срок службы рудника составит шесть месяцев».
Как следует из бумаги далее, в результате рудник может быть затоплен. Также воды могут поступить на соседний СКРУ-1, разделенный с СКРУ-2 перемычкой.
«В вероятную зону риска попадают не только рудники, но и значительная часть застройки Соликамска: жилые здания, социально значимые объекты и производства, в том числе уникальный Соликамский магниевый завод, выпускающий продукцию для нужд авиастроения и военно-промышленного комплекса», — написал Правительству гендиректор «Уралкалия».
При этом, по мнению руководителя предприятия, гласит документ, исправить ситуацию может откачка рассола из шахты со скоростью 1100 кубометров в час, но у «компании исчерпаны все доступные способы размещения рассолов в отработанном пространстве рудника».
«Для снижения рисков потери рудников убедительно просим Правительственную комиссию поддержать предложения по сбросу природных рассолов в поверхностные водные объекты, в том числе, Камское водохранилище, — говорится в обращении. — При этом «Уралкалий» приложит все усилия для минимизации негативного воздействия сточных вод и разработает план мероприятий для доведения вод до нормативов».
Росприроднадзор: «Мы против сброса рассола в Камское водохранилище, у него очень высокая минерализация»
На условиях анонимности мы пообщались с одним из сотрудников предприятия. По его словам, проблемы с притоком рассола действительно есть.
— В шахту спустили много труб, постоянно откачивают воду. Видимо, получается не совсем удачно. Склад, где хранилась взрывчатка, затопило, — рассказал корреспонденту 59.ru работник предприятия.
В Росприроднадзоре Прикамья 59.ru подтвердили, что «Уралкалий» обратился в Правительство с просьбой разрешить сбрасывать воду из шахты в Камское водохранилище.
— Такое обращение действительно есть. Оно рассматривается Министерством природных ресурсов и экологии России, — сообщил корреспонденту 59.ru руководитель регионального Росприроднадзора Андрей Азанов. — Наше мнение тоже запрашивали. Мы против сброса в Камское водохранилище. У рассолов очень высокая минерализация, сейчас не существует исследований, которые позволят предположить, как скажется попадание таких вод на водохранилище. Мы предложили рассмотреть вариант закачки рассолов в нижележащие горизонты.
«Уралкалий»: «Проблема существует. Компания не перестает принимать все возможные меры»
Происходящее на объекте подтвердили в самом «Уралкалии». В пресс-службе предприятия на запрос 59.ru ответили так: «Проблема со СКРУ-2 не нова, она существует, и не нужно делать вид, что ее нет. О ней осведомлены и город, и край. Общеизвестно, что «Уралкалий» своей инновационной, не имеющей аналогов по инженерной уникальности работой предотвратил потерю рудника в 2014 году (тогда рядом с рудником появилась воронка, в шахту увеличился приток рассолов. — Прим. автора). Эти работы продолжаются, компания не перестает предпринимать весь возможный комплекс мер и усилий, работая в тесном сотрудничестве со всей вертикалью исполнительной власти, вплоть до Правительства России. «Уралкалий» и впредь будет делать всё, что необходимо для сохранения рудника. Все работы и мероприятия находятся строго в русле существующего законодательства и соответствующих нормативов».
В компании считают, что документы оказались в социальной сети не случайно.
— Мы осуждаем нечистоплотное манипулирование информацией, которое наблюдаем сейчас. Всё это было предпринято для решения частных политических задач и нацелено на дестабилизацию социально-политической ситуации в городе, — рассказали в «Уралкалии» — Мы работаем в тесной кооперации с городской администрацией — и она имеет самую полную информацию о реальном состоянии дел. Так что предлагаем пользоваться проверенными источниками информации, а не спекуляциями относительно вырванных из контекста единичных документов.
В соликамской администрации 59.ru сообщили, что знают о том, что на одном из рудников возникли проблемы, но пока не имеют информации о том, насколько серьезна ситуация.
УрО РАН: «Тысяча кубометров рассола в час — не самый большой показатель»
О том, насколько серьезна ситуация на СКРУ-2, 59.ru также рассказали в Горном институте УрО РАН. Правда, без подробностей — у академии договор с «Уралкалием», ограничивающий информацию, которую они могут распространять.
— В час в шахту поступает тысяча кубометров рассола. Это не самый большой показатель: в Березниках в 2006 году объемы были существенно больше. Выше цифры были и на руднике в Канаде. Но рудник уже несколько лет продолжает работать. Работает и рудник Беларуси, куда рассол также поступает в значительных количествах, — сообщил 59.ru руководитель Горного института Игорь Санфиров. — Поэтому то, что происходит сейчас в Соликамске, — точно не приговор руднику. С такими ситуациями уже умеют справляться. Отвод воды в водохранилище — мировая практика, так уже поступали. Способы минимизировать негативное воздействие на окружающую среду известны.
Как долго еще сможет проработать СКРУ-2 в Соликамске, Игорь Санфиров ответить не смог.
— Это зависит от особенностей геологического строения. Более подробную информацию я не могу предоставить по условиям договора с «Уралкалием», — прокомментировал руководитель института.
Продолжаем следить за ситуацией на СКРУ-2 в Соликамске.