Городской округ - больше возможностей
Вопрос преобразования района в городской округ изучался, когда я была депутатом Земского Собрания второго созыва. В округ тогда в числе первых объединились наши соседи Губаха и Лысьва. В законе 131–ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» прописаны правовые основания объединения поселений, входящих в состав муниципального района в городской округ.
Мы, депутаты, тогда пришли к выводу, что процедура преобразования была для нас не совсем приемлема. С тех пор были внесены изменения в федеральное законодательство, которое делегировало право инициирования процесса объединения представительным органам власти, т.е. депутатскому корпусу. Прописаны алгоритмы преобразования, и вот сегодня наша территория вновь вернулась к этому вопросу. Очень важно, какие бы ни были преобразования, изменения, они должны быть понятны населению, иначе они порождают нездоровые слухи.
Попробуем разобраться, как было и как будет, и что объединение даст для дальнейшего развития территории. На сегодняшний день в составе нашего муниципального района четыре поселения.
Все поселения имеют свою структуру органов местного самоуправления, самостоятельный бюджет, свою программу социально-экономического развития, свои полномочия. То есть, существуют два самостоятельных уровня власти – районный и поселенческий. Подчинения между ними нет, лишь сотрудничество и взаимодействие в рамках закона. Поселенческие и районные власти порой дублируют свои управленческие функции, вмешиваясь в дела друг друга, иногда и конфликтуя между собой, к тому же еще происходит распыление ресурсов и затягивание времени. Люди порой не могут понять, к какой власти обращаться — к районной или поселенческой, попросту бегают «по кругу» от одной власти к другой, а проблема не решается.
Такое двоевластие еще и увеличивает расходы на административный аппарат. У поселений не хватает своих средств, чтоб выполнять возложенные на них федеральным законом обязательства, а район не может постоянно выделять средства, потому что ему тоже необходимы средства на выполнение своих полномочий, — возникают противоречия.
Наш район дотационный, нет достаточной экономической базы для полноценного развития местного самоуправления. Например: Скопкортненское сельское поселение находится на внешнем управлении у краевого Министерства финансов, не имея собственных доходов, не в состоянии выполнять свои полномочия. К тому же, это самое малочисленное поселение в Пермском крае. Всеволодо-Вильвенское городское поселение с этого года тоже перешло на внешнее управление краевого министерства финансов.
Другой пример: в Александровске находятся две администрации — районная и Александровского городского поселения. Люди неоднократно предлагали объединить администрации района и поселения, снизить расходы на их содержание, а сэкономленные средства потратить на благоустройство территории и ремонт социальной инфраструктуры.
На общем фоне Яйвинское городское поселение наиболее успешное, но без финансовых средств района и Пермского края не было бы возможности принимать участие в программах и осуществлять свои полномочия.
Вопрос преобразования нашей территории в городской округ назрел на нашей территории изнутри. К тому же, краевое правительство обещает оказывать экономическую и юридическую поддержку при организации округа, но только в этом году. В последующие годы нам вопросы эти придется решать самостоятельно.
При объединении в округ осуществится переход от двухуровневой системы власти к одноуровневой. Жителям станет понятнее система с одним уровнем власти. Один бюджет на всю территорию, один представительный и один исполнительный орган, т.е. один депутатский корпус, один глава и одна администрация.
Упразднятся поселения, упростится управление территорией. Сократится чиновничий аппарат. Налоги не будут дробиться между поселениями и районом. Единый бюджет позволит решить проблемы вхождения в государственные программы по строительству жилья, социальных, культурных объектов и т. д. Больше денег – больше возможностей. Исчезнет ситуация, когда район и поселения выясняют, к чьим полномочиям относится решение очередной проблемы. Глава городского округа будет одним центром ответственности за развитие территории, а с власти можно спросить только когда чиновнику не на кого переложить эту ответственность.
Слияние территорий позволит объединить финансовые ресурсы, положительный эффект будет заметен в самых разных отраслях, включая дорожное строительство, образование, социальную сферу и т. д., скажется на оперативности принятия решений и реализации проектов. Изменится структура управления и механизм работы местных органов власти с гражданами. Поселенческие администрации преобразуются в территориальные управления, и жители смогут оперативно сигнализировать о своих нуждах, проблемах, потребностях, т. е. для граждан не возникнет сложностей, и порядок обращений в органы власти не изменится. Изменится для чиновников, часть их будет сокращена.
Бюджет будет утверждать депутатский корпус, в который войдут представители всех территорий, которые и будут отстаивать интересы своих избирателей.
Безусловно, процесс объединения будет не простым, у населения, конечно, возникнут вопросы. Хорошо, если люди лично или через газету получат на них ответы.
Главное, чтобы результатом данной реформы стал рост уровня жизни населения муниципалитета и максимальное приближение власти к народу.