Маршрут один, а тарифы разные
С 1 декабря администрация района ввела предельный тариф перевозки пассажиров по маршруту № 343 «Александровск – В-Вильва» из расчёта 3 рубля за 1 км пути. За основу расчёта взяли расстояние от конечных остановок Александровска (ул. Халтурина) и Всеволодо-Вильвы (вокзал), что по документам составляет 17, 3 км.
При этом принято решение применять при покупке билетов на этом маршруте гибкую тарификацию. К примеру, стоимость проезда от конечной остановки по ул. Халтурина до нижней остановки в п. К-Известняк составляет 31 руб., до ул. Юбилейная – уже 33 руб. Соответственно, по посёлку В-Вильва тариф для каждой остановки свой: 41 руб. (леспромхоз), 43 руб. (больница), 45 руб. (рынок), 47 руб. (школа), 48 руб. (КХ «Ритм»), 50 руб. (ул. Калинина) и 52 руб. (вокзал). Эти цены установлены путём умножения стоимости 1 км на расстояние и утверждены руководством МУП «Автотранс».
Вроде бы понятен механизм расчёта, но не понятно, почему эти гибкие тарифы действуют только в границах В-Вильвенского городского поселения. Почему по Александровску этот принцип в учёт не берётся? Оплату с пассажиров в любом случае берут по полной стоимости (как до конечной ул. Халтурина). По факту же большинство пассажиров данного маршрута не доезжают до конечной остановки, выходят раньше, и значит, переплачивают за проезд.
Следуя логике постановления, для пассажиров маршрута № 343 должны сохраняться равные условия на всём протяжении, и плата за проезд взиматься дифференцированно, в зависимости от расстояния, которое человек проехал. Почему, к примеру, за проезд от остановки «Больница» В-Вильвы до остановки «Деревня» в Александровске пассажир должен платить те же 43 рубля, как пассажир, который сел с ним в автобус на этой же остановке, но едет до ул. Халтурина? Ведь в первом случае расстояние намного меньше, а значит, и стоимость оплаты должна быть ниже? Аналогичный вопрос возникает, когда человек едет из города в В-Вильву: садится в деревне, но за проезд с него берут, как с ул. Халтурина. Получается, что на одном и том же маршруте условия для пассажиров созданы неравноценные, а оплата транспортных услуг идёт в разрез с постановлением о предельном тарифе 3 рубля за километр пути.
Сегодня в районе нет единых тарифов для пассажирских перевозок на нерегулируемых пассажирских маршрутах, и каждое поселение вправе устанавливать свою фиксированную стоимость пассажиро-километра. Перевозчикам, соответственно, дано право самостоятельно формировать стоимость проезда на своих маршрутах. А проигрывают в итоге пассажиры, которые оказались заложниками непонятных отношений. Так неужели только объединение в округ поможет нам стабилизировать ситуацию в сфере пассажирских перевозок? Ведь тогда стоимость пресловутого пассажиро-километра на всей территории должна быть единой.
Наталья КУЗНЕЦОВА