Инициатива преобразования района в округ одобрена
17 января в актовом зале районной администрации состоялись публичные слушания, назначенные по решению Земского Собрания Александровского муниципального района, по вопросу преобразования Александровского городского поселения, Всеволодо-Вильвенского городского поселения, Яйвинского городского поселения, Скопкортненского сельского поселения, входящих в состав Александровского муниципального района, путем их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований.
На публичных слушаниях присутствовали представители города и поселков Александровского муниципального района.
Перед собравшимися гражданами с информацией, касающейся объединительных процессов, выступили глава администрации Александровского муниципального района С. В. Богатырёва и председатель Земского Собрания Александровского муниципального района Д. В. Щеглов.
С ЧЕГО ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ
Перед тем, как перейти к обсуждениям, Дмитрий Владимирович вкратце напомнил, как возникла ныне существующая ситуация с образованием четырёх поселений Александровского муниципального района.
В 2005 году на территории района были образованы поселения в соответствии с ФЗ № 131. До этого на нашей территории был один Александровский муниципальный район. Сейчас на территории района четыре городских поселения: Александровское, Яйвинское, Всеволодо-Вильвенское и Скопкортненское.
Процесс объединения муниципальных образований в округа ведется по всей стране. Если брать во внимание Пермский край, то через процедуру объединения в округ уже прошли 8 муниципальных образований, среди них такие территории как: Кизел, Губаха, Соликамск, Горнозаводск, Чусовой, Гремячинск, … Одиннадцать муниципалитетов в текущем году входят в этот процесс, в том числе и наш район.
В своей речи Д. В. Щеглов отразил важность формирования новой системы управления:
− Если мы не будем меняться, наша территория не будет развиваться, и это положение с годами только ухудшится. На сегодняшний момент и в поселении, и в районе сложилась такая ситуация, что не хватает собственных финансовых средств на участие в программах краевого и федерального уровней. В этом году планируется запустить мощный проект в регионе по строительству домов для граждан, попадающих под программу переселения из ветхого жилья. Потребности нашего района в таком жилье сейчас велики. Взять, к примеру, проект в п. Яйва по второй очереди жилого дома по ул. Юбилейная, для того, чтобы войти в федеральную программу, необходимо не менее 5 млн руб. местной доли бюджета. Такая же ситуация в Александровске. Но таких денежных средств на сегодняшний день нет в местных бюджетах поселений. Объединение в округ позволит сконцентрировать ресурсы и реализовать их наиболее эффективно, получить финансовую возможность участия в долевых программах по приоритетным направлениям: жильё, спортивные объекты, дороги, благоустройство дворов, инженерная инфраструктура.
− При существующей системе управления граждане порой не знают к кому обратиться с тем или иным вопросом, − уточнила Светлана Валентиновна, − и мы вынуждены перенаправлять их с одного уровня власти на другой. А сейчас будет один исполнительный орган – администрация Александровского городского округа, единая представительная власть – одна дума, поэтому у людей уже не возникнет сомнений, куда обращаться со своей проблемой. Территориальные управления будут находиться в подчинении единого органа власти, поэтому все вопросы будут решаться централизованно. Образуется единый бюджет, а, следовательно, станет проще участвовать в федеральных и краевых программах.
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
Д. В. Щеглов также озвучил, что публичные слушания по объединению в единый городской округ в скором времени пройдут и в остальных городских поселениях. Следующим этапом представительные органы поселений примут решение об объединении в округ и направят его в Земское Собрание. Далее Земское Собрание при принятии своего решения готовит проект закона Пермского края о создании Александровского городского округа и направляет его в Законодательное собрание Пермского края. После принятия закона краевым парламентом территориальная избирательная комиссия объявит выборы в представительный орган городского округа, в сентябре будут выбраны депутаты думы городского округа, затем новые депутаты разработают положение о конкурсе на замещение должности главы округа, объявят конкурс, после чего вновь выбранный глава округа сформирует штат администрации Александровского городского округа.
До тех пор, пока новые органы власти не будут сформированы, прежние органы власти продолжают осуществлять свою функцию.
ОСНОВНЫЕ ПЛЮСЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ В ОКРУГ
Вступительную речь Д. В. Щеглова продолжила глава Александровского городского поселения С. В. Богатырёва, которая отметила, что объединение имеет ряд финансовых преимуществ, предлагаемых государством. Во-первых, самый существенный плюс – это экономия денежных средств, которые образуются за счет сокращения управленческого аппарата и, которые, соответственно, можно направить на приоритетные программы по развитию посёлков и города. Во-вторых, на каждый рубль высвобожденных от сокращения штата средств из краевого бюджета выделяется ещё один рубль в течение трёх лет. Также в течение трёх лет краевым бюджетом предусмотрено выделение денежных средств в дорожный фонд – порядка 20 млн руб. Дополнительно предусмотрены различные компенсации в бюджет городского округа, например, возмещение выпадающих доходов, связанных с налогообложением.
С. В. Богатырёва добавила, что краевая администрация даёт дополнительные преимущества территориям (опять же, если обращаться к примерам соседних городов): в Горнозаводске построили котельную за 60 млн руб., а в Кизеле выделили средства на капитальный ремонт городского стадиона в размере 42 млн руб.
ВОПРОСЫ, БЕСПОКОЯЩИЕ НАСЕЛЕНИЕ
В ходе обсуждений жители п. Яйва высказали свои сомнения касательно того, что преобразовательный процесс положительно скажется на жизни посёлка. В первую очередь эти опасения вызваны самым неизбежным следствием объединительного процесса – сокращением управленческого аппарата.
Также представителей поселений волновал вопрос, связанный с тем, как будет работать новая система власти, в том числе принципы распределения бюджетных средств по посёлкам, не останутся ли депутаты других поселений в меньшинстве? Ведь проблемы, связанные с благоустройством, сегодня имеются в каждом поселении, а денежных средств на всех не хватит. На что Д. В. Щеглов ответил, что все решения будут приниматься единым представительным органом власти, а, значит, средства будут распределяться по посёлкам исходя из целесообразности и потребности каждого населённого пункта.
Также Дмитрий Владимирович пояснил, что территории поселений не останутся брошенными, они будут обеспечены территориальными управлениями. Это необходимо, потому что вопросы, требующие оперативного решения, могут возникать всегда: оформление документов, справок и прочее. На примере Губахи наполняемость штата такого территориального управления составляет приблизительно 7-8 человек.
Г. Я. Русаков,
Почётный гражданин Александровского муниципального района:
− Когда принимали решение о создании на территории АМР городских поселений, то сами депутаты были против такого преобразования. И также спорно обсуждали этот проект. Но администрация Пермского края естественно настояла на своём, убедительно доказывая пользу от такого дробления. В итоге мы пришли к тому, к чему пришли. Система управления по принципу городских поселений себя, к сожалению, не оправдала. Взять, к примеру, ситуацию с межшкольным стадионом, который можно было построить ещё в 2017 году, если бы в своё время администрация Александровского городского поселения согласованно взаимодействовала с администрацией района по выделению участка земли под строительство стадиона. Однако процедура выделения земельного участка затянулась на год и была упущена финансовая возможность. Из-за раздробленности полномочий района и Александровского поселения, из-за несогласованности интересов, проволочки времени мы, все жители и города, и посёлков, и района, попадаем в плен упущенных возможностей. Поэтому нам нужно централизовать власть, тогда наступит порядок.
Жители п. Яйва задали вопрос и касательно транспортного сообщения. Новая административно-территориальная система требует регулярного сообщения с поселениями, а, по мнению жителей района, существующее транспортное сообщение оставляет желать лучшего. Жители той же Яйвы ссылались на отсутствие рейса до Александровска, который отменили как экономически неэффективный. На что был дан ответ, что это было сделано в целях предотвращения неэффективного использования бюджетных средств Александровского муниципального района, в виду того, что данный рейс фактически ходил пустым. Д. В. Щеглов уверен, если этот маршрут будет востребован жителями Яйвы и Александровска, то данное транспортное сообщение можно будет обеспечить.
Представляя интересы жителей сельской местности, глава Всеволодо-Вильвенского городского поселения Т. В. Бутенко задала вопрос, который касался сохранения льгот для лиц, работающих в сельской местности после объединения в городской округ. Ответ был дан однозначный: все льготы для жителей сельских местностей сохраняются – это еще одна гарантия, которую обеспечивает государство.
− Я бы хотела высказать свою позицию с двух сторон: являясь чиновником и являясь жителем района, − продолжила Татьяна Вениаминовна. − При нынешней системе управления мне как главе городского поселения, чтобы привлечь дополнительные средства краевого бюджета через софинансирование на территорию Всеволодо-Вильвенского поселения, необходимо получить решение представительного органа на местном уровне, решение представительного органа на Земском Собрании, подать не одну заявку через район… и как чиновник я естественно хочу уйти от этой системы.
Сейчас до сих пор нередки случаи, когда я вынуждена объяснять, обратившимся ко мне жителям посёлка, что тот или иной вопрос находится не в моих полномочиях, и направлять их в район. С позиции жителя Александровского района, я хочу приходить в один орган власти, где смогу получать все полагающиеся мне государственные услуги. Поэтому моё личное мнение: нужно формировать округ.
И. И. Караксин,
депутат Александровского городского поселения, директор спортивной школы:
− Вся проблема в том, что наша территория дотационная, то есть мы зависим от края. И неважно, какие положительные или отрицательные стороны несет в себе это преобразование, разделение властей по поселениям выгодно только в том случае, если поселения являются самодостаточными. Если бы каждое поселение обладало достаточным ресурсом, оно могло бы самостоятельно решать свои проблемы. Но такого, к сожалению, нет. Поскольку мы зависим от края, по большому счёту неважно, какое решение будет нами принято, со временем нормативы так или иначе будут урезаны, и мы всё равно придем к решению о преобразовании в округ, только уже на других условиях, менее выгодных.
В целом жители понимают необходимость перехода на новую систему управления и поддержали инициативу объединения поселений в округ.
Проблемы, затронутые на слушаниях, имеют под собой определённые основания, а, значит, принимались во внимание представителями власти с решением по объединению в округ, и, судя по результатам обсуждений, будут держаться на контроле в процессе дальнейшего преобразования.
Подготовил Николай ВИЛЬГЕЛЬМ