Эх, дороги…
Не первый год жители Усть-Игума добиваются капитального ремонта дороги до своего села.
Кто хотя бы раз проехал по дороге Всеволодо-Вильва – Усть-Игум, наверное, на всю оставшуюся жизнь запомнит этот экстрим. Яма на яме, ухабы и колдобины такие, что пассажиры во время поездки миллион раз вспомнят Господа Бога, лишь бы доехать живыми до пункта назначения.
А в этом году ситуация усугубилась проливными дождями, которые превратили дорогу в непроходимое грязное месиво (про дорожные сливы все уже давно забыли, трудно даже определить, где они были). Но и это, как выяснилось, полбеды. Окончательно «разбомбила» проезжую часть тяжеловозная лесозаготовительная техника, которая продавила дорожное основание до такой степени, что глина полезла наружу. В общем, от дороги осталось одно название.
Но и эти «жалкие остатки» проезжей части лесозаготовители превратили в свою промышленную площадку. Лес складируется штабелями вдоль дороги (лесозаготовки лежат уже и в деревне Гора). Загрузка происходит прямо на проезжей части, при этом лесовозы практически полностью перегораживают ее, а другой транспорт вынужден ждать окончания погрузки. Промышленные отходы – щепа, ветки, кора деревьев – не убираются, засоряя территорию все больше и больше.
С этими проблемами жители села Усть-Игум пытаются бороться уже не первый год. Были и обращения в прокуратуру, неоднократно озвучивали все это на встречах с местными властями. А воз и ныне там – ни ремонта дороги, ни ограничения для проездов большегрузов.
Эта дорога была введена в эксплуатацию в 1975 году и с тех пор ее капитально никто не ремонтировал. Поэтому вполне понятно возмущение местных жителей, которые хотят, чтобы единственная дорога из села до Александровска была отремонтирована и содержалась в должном состоянии, а «не бросалась на растерзание» лесозаготовительным компаниям. К слову, на сегодняшний день в селе Усть-Игум проживает около 400 человек, но это не значит, что про них нужно забыть. Недовольны состоянием дороги и водители рейсовых автобусов, и те горожане, которые приезжают в Усть-Игум на рыбалку, за ягодами и грибами, для отдыха или в гости к родным и знакомым.
Администрация Александровского муниципального района обещала, что в этом году дорога будет отремонтирована, но лето подходит к концу, а состояние этого участка проезжей части только ухудшается.
Конечно, в селе много и других проблем, например, небезопасная остановка, которая в любой момент может обрушиться на головы пассажиров. Но для селян сейчас важнее дорога – связующая «ниточка» Усть-Игума с городом.
Ирина Атепаева
Газета «Боевой путь» № 33 от 16.08.2019.
Историческая справка
Усть-Игум – одно из старейших поселений Александровского района. Старше его только Верх-Яйва и Подслудное. Точкой отсчета служит 1753 год (в 2019 году селу исполняется 266 лет). В этот год была построена пильная мельница (лесопилка). В 1800 г. здесь строили суда-коломенки для перевозки по рекам грузов.
Длительное время селение оставалось очень маленьким по количеству дворов и жителей. Даже в 1869 г. в нем насчитывалось только 25 дворов и 109 жителей. Рост начался после сооружения здесь в 1890 г. кирпичного завода (затем завод «Огнеупор»). Увеличение числа жителей привело к появлению в 1896 г. церкви. Селение получает статус села. В 1913 г. в Усть-Игуме возникает кредитное товарищество, а в 1914 г. – потребительское общество. С 1930 г. в селе существовал колхоз «Уральский рабочий», разукрупненный 1 мая 1935 г. Наконец в 1943 г. здесь появляется Усть-Игумский леспромхоз (позднее лесопункт). К сожалению, в последующие годы, после ликвидации леспромхоза и завода «Огнеупор» (январь 1964 г.), жизнь в Усть-Игуме начинает замирать.
Близ села находится особо охраняемая природная территория – охраняемый ландшафт регионального значения – Тунеговское болото (площадь 406,5 га).