В музее Пастернака демонстрируют музейные экспонаты для незрячих
История — на слух и на ощупь. В Перми создают необычные музейные экспонаты. Это акустические и тактильные арт-объекты. Их можно трогать и слушать, извлекать разные мелодии. С помощью этих предметов незрячие люди и обычные посетители музеев смогут лучше воспринять информацию.
Музей Бориса Пастернака во Всеволодо-Вильве. Как известно, знаменитый поэт и писатель, Нобелевский лауреат, жил в этих местах больше столетия назад. Тема Урала вошла в его поэзию. Но как показать это наглядно и эффектно, чтоб посетителям стало интересно? Решение нашли авторы проекта «Сад поэта. Взаимодействие». Они создали целую коллекцию звучащих экспонатов. Это не музыкальные инструменты. Но нечто похожее. Тут есть струнные и щипковые, ударные и шумовые объекты, из которых вполне можно извлечь мелодию.
Анастасия Фирсова, соавтор проекта «Сад поэта. Взаимодействие»:
— Пастернак он был очень чувствителен к звуку. Почему — потому что он был музыкант. И он учился на музыканта. И вообще, он создавал не столько вещественный, сколько акустический образ мира.
Звуковое оформление поэзии Пастернака. Каждый из этих объектов вызывает слуховые ассоциации. Тут и весенняя капель, шум ветра, топот лошадиных копыт, звон церковных колоколов. Перечень бесконечен и у каждого он свой. Музыкальные экспонаты предназначены в том числе и для незрячих посетителей музея. Ребята из краевой школы-интерната первыми протестировали звучащую коллекцию. Ведь эти школьники основную часть информации получают через слуховые ощущения. Которые зрячие люди часто недооценивают, считают юные эксперты.
Глеб Гутовский, учащийся 6 класса школы – интерната:
— Половины красоты, меньше половины красоты ты не можешь получить. Недопонимание всей вот этой красоты мира.
Экспозицию музея вскоре дополнят и тактильными копиями фотографий. Специалисты взяли за основу хрестоматийные снимки Бориса Пастернака во Всеволодо-Вильве. С ними поработал дизайнер. Он оставил только основные фигуры, создал их рельефные контуры и фактуру предметов. Копии снимков изготовлены на термобумаге. Их отправляют в специальный аппарат для создания тактильной графики. Устройство нагревает картинку, и изображение становится выпуклым.
Наиля Ибрагимова, замдиректора Пермской краевой библиотеки для слепых, тифлокомментатор:
— Незрячие люди, ощупав эту фотографию, тактильную копию точнее, они уже говорили о том, что здесь сделано так, что не так. Что понятно, что не понятно.
Ульяна Сайранова, специалист Пермского краеведческого музея:
— Мы изменили изображение так, чтобы это действительно было понятно. Немножечко в ущерб предмету. Так как все-таки фотография реально выглядит не так. Но зато она стала понятна слепому человеку, слабовидящему.
Звуковые и тактильные экспонаты пермяки смогут протестировать 28 февраля. В этот день коллекцию откроют для показа в мультимедийном парке «Россия — моя история».
Источник: