Российские компании вводят четырехдневную рабочую неделю
Российские предприятия ищут возможности сократить расходы на персонал, а крупнейшие объединения предпринимателей просят кабмин РФ упростить процедуру увольнения сотрудников.
На фоне пандемии коронавируса стала актуальной инициатива о введении четырехдневной рабочей недели, которую не так давно экономисты называли нереалистичной и популистской мерой.
На четырехдневную рабочую неделю временно перешла нефтехимическая компания «Сибур», в штате которой насчитывается более 23 тыс. человек. Четырехдневка введена для всех сотрудников корпоративного центра в Москве и административно-управленческого персонала предприятий. По словам источника, близкого к компании, перевод затронет примерно четверть сотрудников «Сибура», а временная мера продлится несколько месяцев. Антикризисные меры позволят компании сократить собственные финансовые потери на треть.
Такой режим работы затронул также ОАО «РЖД» и метрополитен Екатеринбурга, пишут «Ведомости».
В России о масштабном переводе предприятий на четырехдневку заговорили в июне 2019 г., правда в совершенно ином контексте. Предполагалось, что российская экономика уже практически готова к тому, чтобы обеспечить ту же производительность труда при меньшем количестве рабочих дней. Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент пост премьер-министра, на Международной конференции труда в Женеве и вовсе не исключил, что в будущем и весь мир перейдет к четырехдневной рабочей неделе. Профсоюзы и депутаты поддержали идею о переходе на четырехдневку, но при условии сохранения на прежнем уровне заработной платы. Озвученную идею подхватили и другие политики.
Уже в сентябре 2019 г. появилась информация, что 32-часовая рабочая неделя в тестовом режиме будет введена на предприятиях, входящих в нацпроект по повышению производительности труда, рассчитанный до 2024 г. Ожидалось, что на территории Урала и Прикамья участниками эксперимента станут порядка 35 тыс. человек. Но эксперимент так и не начался, а четырехдневка стала вводиться в более привычных для российской экономики условиях — кризисных, во время объявленного президентом Владимиром Путиным так называемого «нерабочего месяца с сохранением зарплаты».