В песне – моя душа
Вячеслава Михайловича Окунева многие в Александровске знают и уважают. И не только бывшие коллеги по работе, которые помнят его, как активного общественника, неугомонного и пробивного лидера, энергичного, трудолюбивого и полного новаторских идей человека. Большинство жителей, когда слышат это имя, сразу же вспоминают городские мероприятия, где звучали душевные песни в исполнении Окунева. И сегодня мы решили поговорить с Вячеславом Михайловичем об его давнем увлечении.
Вячеслав Михайлович, когда у Вас появилась страсть к музыке и пению?
— К музыке я пристрастился с раннего детства. У меня вся родня была музыкальной. Отец хорошо играл на гармони, мама великолепно пела. В те времена особых развлечений не было, поэтому люди вечерами собирались во дворах, парках или у кого-нибудь дома, а песни и музыка помогали скрасить их нелегкие будни, время было такое, после войны тоже жилось тяжело. Игре на гармони выучился у отца, сейчас еще и на баяне играю.
То есть, специального музыкального образования у Вас нет?
— К сожалению, нет. Желание было огромное пойти учиться в этом направлении, получить музыкальное образование, но нужно было помогать семье. А семья у нас была большая – шесть человек. У родителей зарплата маленькая. Папа работал аппаратчиком воздухоразделения на АМЗ, мама – в торговле. Я самый старший из детей, вот мне и пришлось начать свою трудовую деятельность с 16 лет, пошел на Александровский машиностроительный завод. Так что слух есть, играть умею и, вроде, неплохо пою, но без специального образования. Я не профессионал, это мое любимое хобби. Про таких, как я, всегда говорю – мы «самомучками», что сами вымучили, чего достигли, то и имеем. В свое время с вокалом мне помогал Николай Иванович Аршава, а когда готовили концертные номера – Лиана Дмитриевна Кукулава. Да и сам я стараюсь работать над собой, совершенствовать свое мастерство.
Играть научились еще в детстве, а когда запели?
— Петь я начал в более позднее время. Впервые выступал на публике в составе ансамбля, когда служил в армии в Германии. Но потом был большой перерыв, житейские хлопоты, заботы, суета, семья, дети, работа — не до песен было. Вернулся к этому лишь после выхода на пенсию. Я всю жизнь был с людьми, вел общественную работу и, выйдя на заслуженный отдых, сложно было привыкнуть и перестроиться, нужна была какая-то разрядка. Тогда я пришел в городской Дворец культуры и вместе с Николаем Аршавой занялся вокальной деятельностью. Стал выступать на концертах в ДК, потом немного «раскрутился», приобрел кое-какую аппаратуру – микрофоны, музыкальные пульты, усилители звука. Стали приглашать и на другие мероприятия.
Так почему именно пение, есть же много других увлечений? Насколько я знаю, Вы талантливый человек, хорошо разбираетесь в технике.
— Действительно, я люблю конструировать. Например, своими руками собрал станок по металлу, сейчас собираю деревообрабатывающий станок. Но одно другому не мешает. Здесь я занят руками и головой, а в песнях раскрывается моя душа. Возможность петь, выступать на публике, позволили мне продолжить общение с людьми, которого так часто многим не хватает на пенсии. А для меня общение – смысл жизни. Я все время был на общественной работе, с людьми. Общий трудовой стаж – 50 лет, только на АМЗ – более 30. Начинал учеником слесаря и дошел до начальника цеха № 18 (входил в отдел главного энергетика). В тяжелые 90-е годы был председателем профкома. Приходилось отстаивать интересы рабочих, ставить условия заводской администрации, даже голодовку устраивали. Когда только создалось акционерное общество – входил в первый состав совета директоров АМЗ. Был депутатом и городского, и областного совета. Девять лет отработал в сфере ЖКХ (сначала, так называемая, служба заказчика, потом — муниципальное предприятие «Наш дом»). Пришлось побывать и председателем сада за прудом. Люди для меня имеют большое значение. Как в песне поется: «Жить, чтобы просто любить всех, кто живет с тобой рядом… Ты знаешь, как хочется жить, как не напишут в газете. Взять и все раздарить, — жить, чтобы помнили дети…». Это мой принцип жизни, которого я придерживаюсь уже 72 года. Этому старался научить и своих детей. У меня их двое, а еще четыре внука, две внучки и два правнука.
Что входит в Ваш репертуар?
— Я люблю разные песни – популярные, эстрадные, романсы, джаз. Нравятся и патриотические песни. Здесь мой кумир Иосиф Кобзон. Очень трогает тематика военных лет, это для меня близко. Мой отец прошел всю войну, служил командиром орудия на Дальнем Востоке. Но основное в моем репертуаре – это, конечно, песни о любви. Любовь – главное в жизни. Любовь к женщине, к Родине, к природе, к людям. Без любви сложно жить. А если говорить о конкретных песнях, которые мне очень нравятся, то здесь могу назвать такие, как «Я люблю тебя, Россия», «Какая песня без баяна», «Так хочется жить».
Мне не нравится, когда молодые исполнители начинают увлекаться «иностранщиной» — петь на другом языке, подражать западным исполнителям. Если уж ты этим серьезно занимаешься, то должен иметь свой стиль, и петь на родном языке. А так, к молодежным жанрам я отношусь спокойно, пусть поют, что им нравится. Возможно, когда подрастут, сменят свои интересы и начнут петь не реп и хеви-металл, а патриотику.
А есть свои секреты в исполнении песен?
— Они есть у каждого исполнителя. Главное – это душевный настрой, твое душевное состояние, когда ты полностью отдаешься этому процессу. Если душа не лежит, никогда не запоешь, голоса не будет. Потом – распевка, как минимум на час. Иногда приходится воздерживаться в питании, чтобы голос не испортить и диафрагма работала хорошо, легко. Но самое главное – исполнять песни нужно так, чтобы они запали в сердца слушателей, затронули самые потаенные уголки души. Многим, даже профессиональным певцам, не хватает душевности в песнях. Без этого сложно передать ее смысл, донести суть. Мне, например, не нравится современная музыка, где только одно «бум-бум-бум» и набор слов. Они не запоминаются и не имеют смысла. Такую песню услышишь, а на завтра уже забыл. Раньше писали так, что за душу брало, до сих пор такие песни живут и поются.
Знаю, вас часто приглашают на различные мероприятия, и не только в ДК…
— Да, я давно сотрудничаю с Александровским обществом инвалидов, около 10 лет. Мы создали группу, у нас есть свой репертуар, который пополняется благодаря участию в турслетах, где каждый раз задается новая тематика. Но мы выступаем и на других мероприятиях. Например, в прошлом году участвовали в фестивале военной песни в поселке Яйва.
А так я выступаю и на мероприятиях совета ветеранов. Нина Алексеевна Зуева часто меня приглашает. Не отказываю и заводскому совету, хоть я и не в их списках, так как с завода ушел по собственному желанию, но АМЗ и люди, с которыми я трудился там, для меня очень близки. Выступаю, помогаю с музыкальным сопровождением. Мне в радость и людям, вроде, нравится.
На данный момент из-за пандемии запрещены массовые мероприятия, чем сейчас занимаетесь?
— Выступлений, конечно, нет. Этого мне не хватает. Отвожу душу только дома – пою для себя или когда родные попросят. А так занятий хватает. Есть огород 10 соток, здесь нужно жене помогать. Она у меня еще тот садовод! Участок украшает, цветы различные разводит, альпийские горки устраивает и многое другое. А еще, я люблю природу. В свое время я уехал с юга (жил в Донецке Ростовской области) ради Уральской природы. Это такая красота! А грибы и ягоды – второстепенно. Люблю уединяться с природой на рыбалке. В общем, есть чем заняться. Надеюсь, что скоро все ограничения снимут, и можно будет вновь встречаться с людьми, общаться, выступать.
Ирина АТЕПАЕВА
Газета «Боевой путь» №32 от 07.08.2020