Музей для всех или инклюзия во Всеволодо-Вильве
Компания собралась пёстрая – школьники, художники-керамисты из мастерской «Артель», дошкольные педагоги, инженеры и сотрудники музея. И, конечно, тренеры-наставники из Перми: авторы проекта, специалисты по инклюзии, социальные психологи и музыканты. Мотивация у всех участников была разная: «узнать что-то новое», «помочь музею», «найти новых друзей», «заработать деньги». И все-таки стремление к новому – стало общей целью. Ведь инклюзия – это действительно инновационное направление в культурной сфере, уж тем более в провинции. А наш «Дом Пастернака» — первый музей в Пермском крае, полностью доступный для людей с нарушением зрения.
«Но для кого всё это? — спросите вы, — есть ли вообще в нашем окружении люди незрячие, люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или инвалиды, как называют их медики?» И это был первый вопрос, который наставники задали участникам Школы. И оказалось, что да, такие люди есть. У кого-то это родные – пожилые мама и папа, у других — сосед по подъезду, у третьих – ученики. Ведь и у нас с вами есть такие знакомые!
Но могут ли такие люди ходить в обычную школу или магазин, посетить кинотеатр, спортзал или музей, съездить на наши Голубые озера или просто выйти на улицу и прогуляться? Думаем, что ответ будет однозначным – нет! Как же изменить это? Как создать условия, чтобы они почувствовали себя включенными во все события мира? Готовы ли мы сделать какой-то шаг навстречу этому, здесь и сейчас — например, в нашем музее? Все эти вопросы и приводят нас к понятию «инклюзия» (от inclusion – включение) — участие всех граждан в социуме, вне зависимости от ограниченных возможностей здоровья. А еще к такому важному аспекту, как доступность и безопасность окружающей среды.
В Школе модераторов инклюзивных программ говорили именно об этом. О том, что для взаимодействия с людьми с инвалидностью прежде всего нужно понять, а чем отличается их мир от мира обычного человека. Например, каким «видят» пространство незрячие люди?
Чтобы погрузиться в этот мир, участники прошли тренинг «Испытание слепотой». Представьте себе: все разбились на пары, и один человек в черной повязке на глазах примерял на себя роль незрячего человека, а второй – был его проводником. А дальше все выполняли вроде бы нехитрые задачи: выйти за территорию музея или зайти в выставочный зал, посетить туалет, покачаться на качели…Неожиданно это погружение оказалось для участников сложным. Тем, кто был с завязанными глазами, не хватало «информации» — всего, что мы привыкли получать через зрение. Темно, пусто, опасно… Первая эмоция – страх! После такого небольшого тренинга все переосмыслили свое видение и отношение к людям с инвалидностью.
Когда страдает зрение, большее значение приобретают слух и тактильные ощущения. Если человек не видит предмет, что нужно сделать? Конечно, описать его. И будущие модераторы осваивали навыки тифлокомментирования – лаконичного описания предмета или действия. А затем опробовали их в экспозиции с музыкальными арт-объектами. Вот небольшой пример (получится ли у вас «увидеть» его?): «Шумовой инструмент, состоящий их трех конфигураций – вертикальных столбов разной высоты (три, два и полтора метра). Они стоят на земле. Каждый столб – это сто стальных прутов, приваренных к основанию. При прикосновении к ним, пруты бьются друг об друга и издают специфический металлический звук. У каждого столба – своя тональность и тембр». Получилось? А таких музыкальных арт-объектов в экспозиции «САД ПОЭТА. Взаимодействие» — семь. И устройство каждого нужно было понять самим и быстро рассказать о них незрячим туристам. Это оказалось непросто!
А еще есть прикосновение — руки для таких людей становятся глазами. Именно для этого в музеях появляются рельефные копии фотографий и тактильные объемные экспонаты. Ведь и зрячему человеку хочется потрогать, а то и понюхать, музейные артефакты.
Но главным в Школе оставалось взаимодействие. На второй день все участники учились слушать друг друга, отбивать ритмические рисунки, подхватывать и продолжать ритмы и мелодии соседа, и, наконец, играть на музыкальных арт-объектах. В какой-то момент всем показалось, что это очень сложно: не хватает слов и навыков для описания, не так звенят струны на арфе, не в тот сектор ксилофона попадает молоточек, не сочетаются звуки на биле!
И тут в музей пришел гость – молодой человек Максим, незрячий от рождения. И в этот момент всё встало на свои места. Все вспомнили – как важен первый контакт, и пожали ему руку и назвали свои имена. Его пригласили к первому инструменту, описали его, и он сам его потрогал и «увидел». Он играл на ксилофоне и глюкофоне, на арфе и било. И всем было радостно и не хотелось расходиться, несмотря на дождь.
А это значит, что Школа модераторов или, лучше сказать, Школа инклюзивного музея во Всеволодо-Вильве получилась! Будет еще много «домашней работы», прежде чем новоиспеченные модераторы начнут работать с незрячими и слабовидящими людьми. Но первый шаг уже сделан – внутренний барьер преодолён. Все, кто были в эти дни в музее, ощутили на себе, что инклюзия – это, прежде всего, умение слышать и слушать другого человека, приглашать его к взаимодействию.
Такие проекты очень важны, ведь среди общего количества людей 10 процентов — это люди с ОВЗ. В Александровском районе есть отделение Пермской краевой организации Всероссийского общества слепых, оно объединяет людей из окрестных сел и городов. И это самые ближайшие посетители музея «Дом Пастернака». Уже сегодня для них могут провести необычную инклюзивную экскурсию. Почему необычную? Потому что каждый человек сам извлечет звуки, сыграет мелодию, созвучную его душе и прислушается к своим ощущениям. А модераторы музея будут готовы дополнить это восприятие образами из стихотворений Пастернака.
Со времени открытия музея новую экспозицию увидело уже 900 туристов без нарушения зрения. Сейчас уже участники школы приглашают гостей к импровизации на музыкальных арт-объектах, а у людей это вызывает удивление и восторг. И совсем иначе в такой атмосфере начинают звучать поэтические строки Пастернака:
«Раскат импровизаций нес
Ночь, пламя, гром пожарных бочек,
Бульвар под ливнем, стук колес,
Жизнь улиц, участь одиночек».
Авторы проекта из Пермской общественной организации «Аспектус» предлагают всем жителям Александровского района поучаствовать в изменении общества, не принимающего людей с ограниченными возможностями здоровья. «Есть ли среди ваших знакомых люди с ограничением здоровья – с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата или ментальными нарушениями? Как вы считаете, доступны ли для них библиотеки и клубы, кинотеатры и спортзалы, музеи и центры дополнительного образования? Если у вас есть такие знакомые, есть идеи по преобразованию среды, желание сделать ее доступной – и пишите нам свои истории и предложения (https://vk.com/aspectus_perm)».
Проект реализован при поддержке Фонда президентских грантов. (*)
Источник: