Всеволодо-Вильва: прикамская глушь, пробуждавшая гениев
В середине января 1916 года на станции Всеволодо-Вильва вышел из вагона молодой человек, прибывший из Москвы, от которой его отделяли четверо суток пути.
Звали его Борис Пастернак, было ему двадцать пять лет. Он прибыл по приглашению Бориса Збарского, управляющего заводами имения наследницы Саввы Морозова. И именно здесь, в глуши, начнет свой путь ко всемирному признанию.
В массовом сознании закрепилось представление, будто Пастернак работал тут конторщиком. Некоторые ехидствуют, будто молодой мужчина скрывался от призыва в действующую армию. Но, как указывает авторитетный исследователь творчества писателя, председатель фонда «Юрятин», доктор филологических наук Владимир Абашев, строго очерченных обязанностей Пастернаку вменено не было.
– Формально его, видимо, назначили на должность, чтобы обеспечить бронь, но никаких обязанностей это назначение не влекло… Если и помогал Пастернак Борису Ильичу в заводских делах, то только в охотку, – описывает литературовед.
А насчет призыва в армию – это изначально вряд ли, потому что Борис Леонидович был негоден к строевой. У поэта одна нога была короче другой – последствия неудачного падения с лошади в юности. Не хромать ему позволяла только обувь, в паре которой один каблук всегда должен был быть выше другого.
Здесь впервые со времени окончания университета поэт остался наедине с собой. В общей сложности он провел во Всеволодо-Вильве полгода. Помогал в делах, – однажды даже выдал рабочим зарплату, – ездил верхом, охотился, читал, играл на фортепиано…
Гость прислушивается к себе. Самое главное свершается в душе. Приходит весна. 10 мая Фанни Збарская с Пастернаком приезжают в Пермь, посещают магазины. Разговаривают о том о сём, ужинают на пароходе под плеск камской волны, прорезаемой отражением огней с пристани в сумерках… Вернувшись во Всеволодо-Вильву, он возьмет бланк продажи извести и ацетона и на нем напишет стихотворение «На пароходе»:
Был утренник. Сводило челюсти,
И шелест листьев был как бред.
Синее оперенья селезня
Сверкал за Камою рассвет.
Гремели блюда у буфетчика.
Лакей зевал, сочтя судки.
В реке, на высоте подсвечника,
Кишмя кишели светляки.
Они свисали ниткой искристой
С прибрежных улиц. Било три.
Лакей салфеткой тщился выскрести
На бронзу всплывший стеарин.
Седой молвой, ползущей исстари,
Ночной былиной камыша
Под Пермь, на бризе, в быстром бисере
Фонарной ряби Кама шла.
Волной захлебываясь, на волос
От затопленья, за суда
Ныряла и светильней плавала
В лампаде камских вод звезда.
На пароходе пахло кушаньем
И лаком цинковых белил.
По Каме сумрак плыл с подслушанным,
Не пророня ни всплеска, плыл.
Держа в руке бокал, вы суженным
Зрачком следили за игрой
Обмолвок, вившихся за ужином,
Но вас не привлекал их рой.
Вы к былям звали собеседника,
К волне до вас прошедших дней,
Чтобы последнею отцединкой
Последней капли кануть в ней.
Был утренник. Сводило челюсти,
И шелест листьев был как бред.
Синее оперенья селезня
Сверкал за Камою рассвет.
И утро шло кровавой банею,
Как нефть разлившейся зари,
Гасить рожки в кают-компании
И городские фонари.
На его счету к тому времени был первый сборник стихов – «Близнец в тучах» (1914). Однако та книжка не была замечена ни критикой, ни публикой. Специалисты сходятся в том, что именно на Пермской земле, выбирая между поэзией и музыкой, Борис Леонидович совершил окончательный выбор в пользу словесности.
Спустя четыре десятилетия путь этот увенчается Нобелевской премией по литературе – второй для России после Ивана Бунина (1933). Правда, от награды пришлось отказаться.
Впечатления же, почерпнутые средь лесов Западного Урала, будут питать потом творчество Пастернака от сборника «Поверх барьеров» (1916) до «Доктора Живаго» (1958). Но уж почвы для исследований филологам и краеведам его пребывание здесь оставило – разгадывают до сих пор.
Знатоки и специалисты уверены, что под названием Юрятина, родного города Лары Антиповой, в «Докторе Живаго» Борис Леонидович изобразил Пермь. Станция Пермь Первая – она же «вокзал с башенками», дом Грибушина по всем описаниям похож на «дом с фигурами».
Зал тогдашней городской думы, вероятно, послужил прототипом юрятинской читальни (городская библиотека им. А. С. Пушкина), где Юрий Живаго впервые увидел Лару Антипову, не решился подойти, но узнал ее адрес.
С 2009 года важным центром изучения творчества поэта является музей «Дом Пастернака» во Всеволодо-Вильве (Александровский округ). Это – место генерации поэзии. Много позже, на склоне лет, Борис Пастернак назвал месяцы, проведенные на Урале с января по июнь 1916 года одним из лучших времен своей жизни, а, сразу уезжая, писал:
Уже в архив печали сдан
Последний вечер новожила.
Окно ему на чемодан
Ярлык кровавый наложило...
Во Всеволодо-Вильве сочинены два признанных шедевра пастернаковской лирики – «Марбург» и «На пароходе», а окрестности Всеволодо-Вильвы будут позднее узнаваемы в «Докторе Живаго».
Примечателен сам дом, в котором располагается музей, ныне прочно связанный с именем поэта. Изначально он был построен в 1890-е годы как резиденция управляющего химическими заводами. Значение этого особняка не исчерпывается темой поэзии Пастернака. С историей Всеволодо-Вильвы связаны судьбы многих выдающихся деятелей истории и культуры России.
Эти места осваивала династия знаменитых российских промышленников и покровителей театра князей Всеволожских, построивших здесь первые железоделательные заводы. В конце XIX века легендарный предприниматель и меценат Савва Морозов наладил во Всеволодо-Вильве передовое химическое производство, а также открыл школу, больницу и театр.
Именно по приглашению Морозова во Всеволодо-Вильве несколько дней гостил Антон Павлович Чехов. А в октябре 1915 года это жилище занял молодой доктор наук Борис Збарский с супругой и маленьким сыном.
В следующем, 1916 году, в то время как у него гостил молодой поэт, сам Борис Ильич выполнил на вильвенском заводе важную для военного времени разработку – вывел технологию производства медицинского хлороформа. Разработка Збарского помогала потом спасать жизни раненых еще более шестидесяти лет.
Встретившись здесь, два Бориса потом каждый восходили к своим вершинам, и путь каждого был увенчан: у Пастернака – Нобелевской премией, у Збарского – званием Героя Социалистического Труда.
Отражено в экспозиции и другое историческое деяние великого советского ученого – составление совместно с харьковским профессором Владимиром Воробьёвым бальзама, обеспечившего сохранение тела Владимира Ильича Ленина.
К концу 1990-х годов дом управляющего полностью разрушился. В 2005 году его было решено воссоздать как место исторической памяти. И в июле 2006 года первый камень в его основание положил сын поэта – Евгений Борисович Пастернак, а в 2008-м строительство завершилось, и «Дом Пастернака» стал филиалом Пермского краеведческого музея.
Опознать же его местоположение помог единственный сегодня живой свидетель пребывания Пастернака на Пермской земле – кедровая сосна, которой более 130 лет. Сегодня этот кедр внесен во всероссийский реестр программы «Деревья – памятники живой природы».
Сегодня в музее открыты постоянные экспозиции: «Зеленая гостиная», «Кабинет управляющего», «Борис Пастернак – жизнь и творчество», «Всеволодо-Вильва: завод – станция – поселок». Вокруг музея – две ландшафтные экспозиции: «Сад поэта» и «Сад поэта: взаимодействие».
Они адаптированы для людей с ограниченными возможностями здоровья по зрению и слуху, здесь проходят экскурсии в технике арт-медиации. Разработка инклюзивных экспозиций и новых методов ведения экскурсий происходила при поддержке Фонда президентских грантов.
Если в 2009 году музей посетили всего 387 человек, то теперь в год в среднем музей посещают свыше 2200 человек, а за девять месяцев 2021 года здесь побывали более 2,4 тысячи туристов. Каждый год музеем проводится более 160 экскурсий, конкурсы чтецов, литературные праздники, семинары для учителей-словесников.
В летний период туристов на территорию Александровского округа привлекают голубые озера (озеро Глубокое и Морозовский карьер), музей «Дом Пастернака» также включен в турпродукт. Главным образовательным проектом музея является конференция «Пастернаковские чтения», которая адресована старшеклассникам и проходит с 2012 года.
Ежегодно в конференции принимают участие от 140 до 200 человек. В 2021 году ее тема – «Пастернак и Мандельштам: полемика и диалог», проходит она в онлайн-формате и посвящена юбилею Осипа Мандельштама, судьба которого также связана с Пермским краем.
Прием заявок на нее по номинациям «Ответ поэту», «Любовь пространства», «Урал впервые» (конкурс иллюстраций) ведется до 15 ноября. Подробнее можно ознакомиться на сайте музея.
Фаат Ахметгалеев,
Анастасия Фирсова,
заведующая «Домом Пастернака» – филиалом Пермского краеведческого музея.