Поиграем в любовь?
Стараниями березниковской десятиклассницы переписка двух больших русских поэтов стала базой для компьютерной игры.
В 2022 г. музей «Дом Пастернака» (Всеволодо-Вильва) темой очередной конференции «Пастернаковские чтения» выбрал эпистолярные отношения Бориса Пастернака и Марины Цветаевой. Их роман в письмах длился с 1922 по 1935 г.
Лауреатом «Пастернаковских чтений» в номинации «Исследовательская работа» стала Анастасия Козлова, десятиклассница гимназии №9, ученица педагога Яны Алёшиной. Настя представила на суд жюри игру – визуальную новеллу, созданную по роману в письмах Пастернака и Цветаевой.
Школе нужны новые инструменты…
Суть визуальной новеллы в том, что игрок читает текст какой-либо истории. В определённый момент история обрывается, и игроку нужно выбрать один из предложенных вариантов развития событий, которые повлияют на ход сюжета. То есть игрок становится соавтором и «пишет» свой вариант произведения, но в рамках, заложенных автором игры.
— Вариаций множество, их я и прописывала, как разработчик и сценарист, — рассказывает Настя Козлова. –Когда я делала игру, у меня были тексты и стихов Пастернака и Цветаевой, и их писем. За два с половиной месяца я написала сценарий, потом дорабатывала. Интерфейс – визуальную составляющую – мне помогали придумать и сделать друзья, которое уже имели опыт создания подобных новелл.
Настя любит литературу и информатику. Девушка хочет стать учителем литературы и внести в изучение предмета новые методические приёмы:
— Литература – это моё, хочу быть педагогом, как Яна Валентиновна. Думаю, педагог должен побуждать учеников на свершения, как Яна Валентиновна меня побудила на создание игры. Игровая индустрия развивается, школе нужно идти в ногу со временем, а визуальные новеллы – отличный способ знакомить детей с произведениями писателей. Если я буду учителем, буду использовать интерактивную литературу на уроках.
… а музею – Настина игра
Разработку Насти Козловой можно продавать, скажем, на том же «Плеймаркете» (интернет-магазин, где пользователи смартфонов на Android могут скачивать как платно, так и бесплатно приложения, игры, фильмы, музыку и др.). Пока девушка этого не делает – игрой заинтересовался Дом-музей Пастернака.
— Настину игру они хотели бы разместить на сайте музея. Если всё получится, то 22 апреля мы с Настей поедем во Всеволодо-Вильву на очную защиту проекта. Там будет ясно, какие мысли у музейщиков по поводу Настиной игры, — говорит Яна Алёшина.
Настя подготовила обзор игры – что-то вроде инструкции, как в неё играть.
— Думаю, что, играя в мою игру, человек проникнется этой интересной историей, романом в письмах. Узнает больше стихов этих двух замечательных поэтов – надеется Настя. — Мои друзья поиграли и им понравилось.
Девушка и сама играет в компьютерные игры, считает, что не все они оболванивают детей, а многие, наоборот, помогают развиваться. Настя даже порекомендовала мне и нашим читателям сыграть в визуальную новеллу-хоррор «Зайчик» по одноименной книге интернет-писателя Дмитрия Мордаса.
Как Пастернак и Цветаева
Игра по мотивам эпистолярного романа Пастернака и Цветаевой пока хранится на компьютере в кабинете Яны Алёшиной, которая была и идейным вдохновителем Насти, и наставником, и критиком, и редактором.
— Мы не в первый раз участвуем в «Пастернаковских чтениях». И в прошлом году моя ученица победила со своей исследовательской работой. Мне нравится научная составляющая музейной конференции, там всё серьёзно: рецензенты – научные сотрудники университетов, музеев Перми. Если мы получаем отзывы на работу, подписанные людьми со степенями и званиями, то это очень весомые оценки.
Тему любви по переписке Цветаевой и Пастернака, Яна Валентиновна считает понятной и близкой подросткам. История о том, как молодые люди несколько лет переписывались, казались не на шутку влюблены, а когда встретились, выяснилось, что и поговорить особенно не о чем – вполне современна.
— Ведь современные дети живут в переписке. Правда, в соцсетях и мессенджерах, но это лишь форма, а суть та же, что у Пастернака с Цветаевой. И как у этих поэтов, «эпистолярная» любовь у них получается, а реальная не очень. Вот и думай, почему? – улыбается педагог, который любит, как говорит Настя Козлова, побуждать своих учеников к размышлениям, нестандартным выводам и самостоятельности суждений.
Автор: Яна АГЕЕВА