Александровский машзавод на пути к диверсификации
Акционерное общество «Александровский машиностроительный завод» восстанавливает свои позиции на рынке горношахтного машиностроения. Возрождая производство, руководство завода взяло курс на расширение ассортимента выпускаемой продукции и освоение новых изделий с целью повышения эффективности производства и получения экономической выгоды, опираясь на производственный и интеллектуальный потенциал и проводя постепенную модернизацию технологии производства. Специальный корреспондент газеты «Боевой путь» беседовал на эти темы с генеральным директором АО «АМЗ».
Артур Петрович, как складывается для машзавода конъюнктура на рынке продукции горношахтного машиностроения?
— Конъюнктура на рынке горношахтного машиностроения благоприятствует увеличению выпуска изделий. Предприятие способно выпускать значительно больше машин и механизмов как традиционной линейки, так и новых нестандартных модификаций. Это результат мероприятий, проведенных в последнее время по повышению производительности труда и устранению так называемых «узких» мест в технологии производства. Завод обрабатывает большое количество заказов и постепенно возвращает позиции на рынке горношахтного машиностроения. Но следует иметь в виду, что на продвижение продукции АМЗ влияет длительный цикл подготовительного периода, который проходит от коммерческого предложения до подписания контракта. Процесс подготовки и подписания контрактов занимает много времени, а сами контракты стали технически сложными.
В целом возращение на рынок происходит в благоприятных условиях, и мы активно работаем для расширения присутствия АМЗ на рынке, чтобы занять новые перспективные ниши для сбыта готовой продукции. Вместе с тем, рынок диктует условия, требует новых нестандартных подходов. В числе факторов, влияющих на стабильную работу предприятия, остается подверженность рынка конъюнктурным колебаниям. Особенно характерна такая цикличность для заказчиков предприятий угольной промышленности. Но мы находим новые подходы, нацелены на рост объема производства.
Активно работаем в направлении расширения географии и обновления всей линейки выпускаемой на предприятии продукции. Например, осваиваем выпуск кузнечных изделий, востребованность которых очень высока. Значительно изменился рынок по рельсовому транспорту. С экономической точки зрения в первой половине текущего года в отрасли произошло отставание корректировки экономической модели вследствие отказов внешних поставщиков и приостановки закупочных процессов по импорту, что способствовало расширению рынка для сбыта питателей и электровозов.
Позволяют ли имеющиеся мощности нарастить объем выпуска продукции?
— Существующие мощности позволяют кратно увеличить объем выпуска готовой продукции. Производственная база укрепляется сразу по нескольким направлениям. Во — первых, мы поддерживаем станочный парк в рабочем состоянии, проводим регулярные технические осмотры и текущий ремонт станков и оборудования, закупаем новые станки. Например, приобретаем два новых станка с ЧПУ и очень востребованный на производстве координатно — расточной станок. Также на днях ожидаем поставку нового вальцегибочного станка и сварочных аппаратов. На предприятии разработана и реализуется программа модернизации производства редукторов.
Насколько устойчивы позиции предприятия среди потенциальных заказчиков?
— На сегодняшний день позиции предприятия на рынке горношахтного машиностроения устойчивые. Выражается это в количестве приглашений на тендеры и конкурсы от ведущих горнодобывающих предприятий. О перспективах развития такого сотрудничества можно судить по тому факту, что в портфеле предприятия сегодня таких предложений на сумму свыше 10 миллиардов рублей. АМЗ становится серьезным игроком на рынке, и мы стремимся выйти на лидирующие позиции в отрасли. Восстановление рыночных позиций связано с укреплением производственного потенциала, одним их важных элементов которого является Центральная заводская лаборатория. Принято решение инвестировать в проект модернизации ЦЗЛ, что позволит обеспечить современный уровень контроля за качеством на всех этапах производства.
Как вы оцениваете прогнозный уровень спроса на продукцию АМЗ, и какую долю предприятие может занять на рынке продукции горношахтного машиностроения?
— Очевидно, что в ближайшие пять лет рынок будет расти. И нужно быть готовыми к многократному увеличению выпуска всей линейки профильной продукции. Поэтому на предприятии реализуется программа инвестирования в инжиниринг. Успешное продвижение вперед и восстановление позиций на рынке возможно только при условии диверсификации производства. Мы не стремимся к доминированию, хотя, например, остались единственным предприятием, где сохранилось производство электровозов, и по этой номенклатуре изделий АМЗ вне конкуренции. Наша задача сегодня быстро обрабатывать растущий объем предложений и контрактов, наращивать выпуск готовой продукции. Длительные циклы подготовки и подписания новых контрактов определяют новые требования к специалистам, обеспечивающим планирование и соблюдение технологии производства. Именно от грамотного инжиниринга зависит перспективное планирование и реализация производственных программ. Поэтому именно эта сфера стала приоритетной в инвестиционной программе предприятия.
Вкладывая в умы, мы вкладываем в будущее завода. И заглядываем на пятилетку вперед, отрабатывая предложения потенциальных заказчиков на период до 2027 года. В их числе предложение Качканарского ГОКа на конвейер пропускной способностью 30 миллионов тонн в год. В наших планах реализовать предложение по авиационной приемке, загрузить кузнечное производство заказами РЖД. Все это требует времени для подготовки производства.
Приходится начинать с низких стартовых позиций?
— Да, у нас были низкие стартовые позиции, поэтому многие заказы и сегодня делаются с колес. Нам приходится устранять провал в литейном производстве. Предприятие отягощено долговыми обязательствами. И одновременно ведется большая работа по обновлению технологии производства. Без рабочих и специалистов вывести предприятие на лидирующие позиции невозможно. Поэтому начав с нормализации ситуации с выплатой заработной платы и приведением ее уровня в соответствие со среднерыночными значениями, мы активно продвигаем обучение кадров. Приняли решение обучать заводских стипендиатов в Пермском техническом университете, взаимодействуем с руководством Кизеловского политехнического техникума, на базе филиала которого планируем возродить подготовку рабочих и специалистов по востребованным на заводе профессиям. Готовы принимать и обучать рабочих непосредственно на производстве, возродили наставничество.
Из ваших слов следует, что планирование жизненно важно для производства?
-Если не думать о том, что будет через десять лет, невозможно правильно спланировать развитие предприятия. В одночасье выйти в лидеры отрасли не получится. Считаю, что заводу необходимо пройти несколько этапов трансформации на пути к современному производству. Первый этап займет три года, второй — пять лет, а третий — десять лет. Именно столько времени по нашим оценкам потребуется для полной диверсификации производства.
Одним из основных показателей, определяющих уровень производства, является рентабельность. Удалось ли выйти на уровень прибыльности, позволяющий говорить об эффективности производства?
-Я бы разделил ваш вопрос на несколько составляющих. Например, меня как руководителя удовлетворяет уровень операционной рентабельности, но не устраивают общезаводские показатели рентабельности. Объективно это подтверждают наши оценки, что предприятие находится в фазе роста, а искажают показатели долговые обязательства. Это значит, что мы должны искать (и находим) новые ниши для роста доходов. Тренд выбран верно, а вектор развития зависит от создания условий для реализации производственной программы.
Интервью взял Олег НАУМОВ