ВАЛЕКСЕ | Александровск ВАЛЕКСЕ | Александровск

Александровский машзавод на пути к диверсификации

Александровский машзавод на пути к диверсификации

Акционерное общество «Алек­сандровский машиностроитель­ный завод» восстанавливает свои позиции на рынке горношахтного машиностроения. Возрождая про­изводство, руководство завода взяло курс на расширение ассор­тимента выпускаемой продукции и освоение новых изделий с целью повышения эффективности произ­водства и получения экономиче­ской выгоды, опираясь на произ­водственный и интеллектуальный потенциал и проводя постепенную модернизацию технологии произ­водства. Специальный корреспон­дент газеты «Боевой путь» беседовал на эти темы с генеральным директором АО «АМЗ».

Артур Петрович, как склады­вается для машзавода конъюн­ктура на рынке продукции гор­ношахтного машиностроения?

— Конъюнктура на рынке гор­ношахтного машиностроения благоприятствует увеличению выпуска изделий. Предприятие способно выпускать значительно больше машин и механизмов как традиционной линейки, так и но­вых нестандартных модификаций. Это результат мероприятий, про­веденных в последнее время по повышению производительности труда и устранению так называ­емых «узких» мест в технологии производства. Завод обрабатыва­ет большое количество заказов и постепенно возвращает позиции на рынке горношахтного маши­ностроения. Но следует иметь в виду, что на продвижение про­дукции АМЗ влияет длительный цикл подготовительного периода, который проходит от коммерче­ского предложения до подписания контракта. Процесс подготовки и подписания контрактов занимает много времени, а сами контракты стали технически сложными.

В целом возращение на рынок происходит в благоприятных усло­виях, и мы активно работаем для расширения присутствия АМЗ на рынке, чтобы занять новые перспективные ниши для сбыта готовой продукции. Вместе с тем, рынок диктует условия, требует новых нестандартных подходов. В числе факторов, влияющих на стабиль­ную работу предприятия, остается подверженность рынка конъюн­ктурным колебаниям. Особенно характерна такая цикличность для заказчиков предприятий угольной промышленности. Но мы находим новые подходы, нацелены на рост объема производства.

Активно работаем в направ­лении расширения географии и обновления всей линейки вы­пускаемой на предприятии про­дукции. Например, осваиваем выпуск кузнечных изделий, вос­требованность которых очень высока. Значительно изменился рынок по рельсовому транспорту. С экономической точки зрения в первой половине текущего года в отрасли произошло отставание корректировки экономической мо­дели вследствие отказов внешних поставщиков и приостановки заку­почных процессов по импорту, что способствовало расширению рын­ка для сбыта питателей и электро­возов.

Позволяют ли имеющиеся мощности нарастить объем вы­пуска продукции?

— Существующие мощности по­зволяют кратно увеличить объем выпуска готовой продукции. Про­изводственная база укрепляется сразу по нескольким направлени­ям. Во — первых, мы поддерживаем станочный парк в рабочем состоя­нии, проводим регулярные техни­ческие осмотры и текущий ремонт станков и оборудования, закупаем новые станки. Например, приоб­ретаем два новых станка с ЧПУ и очень востребованный на произ­водстве координатно — расточной станок. Также на днях ожидаем поставку нового вальцегибочного станка и сварочных аппаратов. На предприятии разработана и реали­зуется программа модернизации производства редукторов.

Насколько устойчивы позиции предприятия среди потенциальных заказчиков?

— На сегодняшний день позиции предприятия на рынке горношахт­ного машиностроения устойчивые. Выражается это в количестве при­глашений на тендеры и конкурсы от ведущих горнодобывающих предприятий. О перспективах развития такого сотрудничества можно судить по тому факту, что в портфеле предприятия сегодня таких предложений на сумму свы­ше 10 миллиардов рублей. АМЗ становится серьезным игроком на рынке, и мы стремимся выйти на лидирующие позиции в отрасли. Восстановление рыночных пози­ций связано с укреплением произ­водственного потенциала, одним их важных элементов которого является Центральная заводская лаборатория. Принято решение инвестировать в проект модерни­зации ЦЗЛ, что позволит обеспе­чить современный уровень кон­троля за качеством на всех этапах производства.

Как вы оцениваете прогноз­ный уровень спроса на продук­цию АМЗ, и какую долю пред­приятие может занять на рынке продукции горношахтного ма­шиностроения?

— Очевидно, что в ближайшие пять лет рынок будет расти. И нужно быть готовыми к многократ­ному увеличению выпуска всей линейки профильной продукции. Поэтому на предприятии реализу­ется программа инвестирования в инжиниринг. Успешное продви­жение вперед и восстановление позиций на рынке возможно толь­ко при условии диверсификации производства. Мы не стремимся к доминированию, хотя, например, остались единственным предпри­ятием, где сохранилось произ­водство электровозов, и по этой номенклатуре изделий АМЗ вне конкуренции. Наша задача сегодня быстро обрабатывать растущий объем предложений и контрактов, наращивать выпуск готовой про­дукции. Длительные циклы подготовки и подписания новых контрактов определяют новые требования к специалистам, обеспечивающим планирование и соблюдение технологии произ­водства. Именно от грамотного инжини­ринга зависит пер­спективное планиро­вание и реализация производственных программ. Поэтому именно эта сфера стала приоритетной в инвестиционной про­грамме предприятия.

Вкладывая в умы, мы вкладываем в буду­щее завода. И загля­дываем на пятилетку вперед, отрабатывая предложения потен­циальных заказчиков на период до 2027 года. В их числе предложение Качканарского ГОКа на конвейер пропускной способ­ностью 30 миллионов тонн в год. В наших планах реализовать пред­ложение по авиационной приемке, загрузить кузнечное производство заказами РЖД. Все это требует времени для подготовки производ­ства.

Приходится начинать с низ­ких стартовых позиций?

— Да, у нас были низкие старто­вые позиции, поэтому многие за­казы и сегодня делаются с колес. Нам приходится устранять провал в литейном производстве. Пред­приятие отягощено долговыми обязательствами. И одновременно ведется большая работа по обнов­лению технологии производства. Без рабочих и специалистов выве­сти предприятие на лидирующие позиции невозможно. Поэтому на­чав с нормализации ситуации с вы­платой заработной платы и приве­дением ее уровня в соответствие со среднерыночными значениями, мы активно продвигаем обучение кадров. Приняли решение обучать заводских стипендиатов в Перм­ском техническом университете, взаимодействуем с руководством Кизеловского политехнического техникума, на базе филиала ко­торого планируем возродить под­готовку рабочих и специалистов по востребованным на заводе профессиям. Готовы принимать и обучать рабочих непосредственно на производстве, возродили наставничество.

Из ваших слов следует, что планирование жизненно важно для производства?

-Если не думать о том, что бу­дет через десять лет, невозможно правильно спланировать развитие предприятия. В одночасье выйти в лидеры отрасли не получится. Считаю, что заводу необходимо пройти несколько этапов транс­формации на пути к современному производству. Первый этап займет три года, второй — пять лет, а тре­тий — десять лет. Именно столько времени по нашим оценкам потре­буется для полной диверсифика­ции производства.

Одним из основных показа­телей, определяющих уровень производства, является рента­бельность. Удалось ли выйти на уровень прибыльности, по­зволяющий говорить об эффек­тивности производства?

-Я бы разделил ваш вопрос на несколько составляющих. Напри­мер, меня как руководителя удов­летворяет уровень операционной рентабельности, но не устраивают общезаводские показатели рента­бельности. Объективно это под­тверждают наши оценки, что пред­приятие находится в фазе роста, а искажают показатели долговые обязательства. Это значит, что мы должны искать (и находим) новые ниши для роста доходов. Тренд выбран верно, а вектор развития зависит от создания условий для реализации производственной программы.

Интервью взял Олег НАУМОВ

13:31
326
Нет комментариев. Ваш будет первым!