ПОТРЕБИТЕЛЬ. Его правовые возможности
В преддверии Дня защиты прав потребителей на вопросы редактора газеты «Боевой путь» отвечала председатель суда Е.Н. Шерстобитова.
— Елена Николаевна, как часто потребители обращаются в суд за защитой своих прав?
— За 2014 год городским судом рассмотрено 20 таких дел, ещё 12 дел рассмотрено мировыми судьями района.
Мы живём в век потребления, и люди всё более широко понимают свои права. Однажды получив в суде удовлетворение своих требований, они становятся более уверенными в своих возможностях как потребителя.
Обращаются в суд не только граждане, но и органы Роспотребнадзора. Как правило, их иски сводятся к признанию противоправными действий организации или индивидуального предпринимателя в отношении неопределенного круга потребителей, обязанию ответчика их прекратить.
— Каковы правовые возможности защиты прав потребителей?
— Действующий с 1992 года Закон РФ «О защите прав потребителей» улучшил положение потребителей. Они могут рассчитывать на реальную помощь и защиту от недобросовестных продавцов, изготовителей. Правда, изучать свои права и применять их на практике многие потребители начинают лишь после того, как они оказываются нарушенными, при этом не задумываются о последствиях непосредственно в момент заключения сделки, подписания договора.
Так, нередки случаи обращения в суд граждан, которые пострадали от недобросовестного исполнения каких-либо услуг, при этом не могут назвать ни имя частного предпринимателя, ни наименование фирмы, не говоря уже о заключении договора. В таких случаях их обращения так и остаются «криком души», и суд при всём своём желании помочь человеку не в силах, т.к. при подаче иска обязательно указание на ответчика и его адрес. Недавний наш пример: дедушка, которому некачественно установили антенну, не знал, кому он отдал деньги за эту услугу, поверил на слово.
Не стесняйтесь просить у продавца информацию о товаре (услуге) и заключать договор. Не жалейте времени на прочтение всех условий договора, который подписываете.
— На Закон надейся, а сам не плошай?
— Приходится давать и такой совет. Потребитель априори является юридически слабой стороной, а значит, более уязвимой, и этим пользуются недобросовестные продавцы и изготовители.
— Но в суде перед продавцом (изготовителем) потребитель имеет преимущество?
— Закон соблюдает баланс интересов профессионально сильной стороны и уязвимого потребителя, и предоставляет потребителю несколько средств правовой защиты.
Во-первых, это альтернативная подсудность, то есть возможность обратиться в суд не по месту жительства ответчика, а на выбор: по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или месту исполнения договора. Согласитесь, если вы прибрели некачественный товар в другом городе, несправедливо тратить время на поездки по судам, где находится недобросовестный продавец.
Во-вторых, потребитель освобождён от уплаты госпошлины при подаче иска ценой менее 1 млн рублей.
В-третьих, это право потребителя требовать неустойку, и право на возмещение убытков сверх неустойки.
В-четвёртых, это право на компенсацию морального вреда, поскольку установление факта нарушения прав потребителя презюмирует возникновение у него нравственных страданий.
И, наконец, предусмотренный законом штраф 50% от суммы удовлетворения иска в пользу потребителя, который взыскивается в любом случае, если суд удовлетворяет исковые требования. Например, если суд взыскал с продавцастоимость некачественного товара в сумме 5000 рублей и компенсацию морального вреда 2000 рублей, то с продавца подлежит взысканию ещё и штраф 3500 рублей.
— Как складывается практика рассмотрения дел о возмещении морального вреда?
— Несмотря на то, что презумпция причинения потребителю морального вреда установлена законом, суды при рассмотрении дел должны установить виды перенесённых истцом страданий, в чём они конкретно выражаются, индивидуальные особенности потерпевшего, степень вины нарушителя и другие обстоятельства по конкретному делу.
Моральный вред практически всегда компенсируется, но в разумных пределах.
— Какие требования в своём иске может предъявить потребитель?
— Он вправе выбирать вид требований, которые по закону могут быть предъявлены к продавцу при продаже товара ненадлежащего качества. Основные требования: о расторжении договора купли-продажи, о взыскании уплаченной за товар суммы, о взыскании суммы оплаченного товара при
Надеюсь, что после этого интервью потребители ещё раз задумаются о том, что они не бесправны, и в случае чего на их защиту встанет закон.
(газета «Боевой путь» от 13.03.2015 г.)
ДЛЯ СПРАВКИ:
За 2014 год судом рассмотрено 20 дел о защите прав потребителей, из них:
по 13 делам иски удовлетворены, в том числе частично;
по 2 делам истцы отказались от иска, один — в связи с необоснованностью заявленных требований, второй – в связи с добровольным исполнением ответчиком своих обязательств;
по 1 делу стороны пошли на мировое соглашение, по другим делам иски признаны необоснованными.